§ 123. ВНУТРЕННИЕ КОНСТРУКЦИИ СТАНЦИЙ (ч. 2)

Водозащитные зонты применяют на глубоко заложенных станциях для отвода воды, проникающей в тоннели через швы или болтовые соединения сборных элементов станционной обделки; одновременно зонты служат для архитектурного оформления внутренней поверхности станций.

Величину внутреннего радиуса зонта принимают с таким расчетом, чтобы между зонтом и обделкой станции был обеспечен зазор, необходимый для размещения коробок и труб осветительной сети и для стока воды. На станциях метрополитенов Советского Союза радиус внутренней поверхности зонта принимают на 20 см меньше внутреннего радиуса обделки.

Станционные водозащитные зонты выполняют из асбестоцементных листов толщиной 10—12 мм, водонепроницаемость которых обеспечивается покрытием их наружной поверхности горячей битумной мастикой или перхлорвиниловой эмалью.

Асбестоцементный зонт состоит из секций, ширина которых равна ширине двух тюбингов чугунной или двух блоков железобетонной обделки; секции размещают по длине станционных тоннелей.

Каждую секцию зонта собирают из отдельных панелей или картин трех типов (см. рис. 459); ключевая (СК), правая (С правая) и левая (С левая).

Стыки картин осуществляют внахлестку, для чего они по трем краям имеют высадки на одну, две и три толщины картины.

Конструкция водозащитного зонта является подвесной и самостоятельной устойчивостью не обладает.

Картины зонта крепят к станционной обделке при помощи специальных металлических подвесок, которые в то же время соединяют асбестоцементные картины между собой (рис. 460).

Подвеска для зонта
Рис. 460. Подвеска для зонта:
1 — клин; 2 — подвеска с крюком; 3 — асбестоцементный вкладыш; — тюльпанная шайба; 5 — гайка; 6 — нарезка на конце подвески; 7 — асбобитумные шайбы; 8 — установочная шайба

Основным недостатком асбестоцементных зонтов является практическая необходимость оштукатуривать их внутреннюю поверхность.

На станциях Ленинградского метрополитена широкое применение получили так называемые армоцементные зонты (рис. 461), состоящие из двух полуарок, представляющих собой оболочку двоякой кривизны. Арки опираются на железобетонные или металлические консоли или балки (над проемами) и являются независимыми от обделки несущими конструкциями.

Полуарка армоцементного станционного зонта
Рис. 461. Полуарка армоцементного станционного зонта

Наружную поверхность арок покрывают битумной пленкой, а внутреннюю после затирки и заделки швов красят.

Основным недостатком армоцементных зонтов является их волнообразная в продольном направлении) поверхность, которая не может быть присуща любому архитектурному оформлению станции в той же мере, как гладкая.

Новая конструкция зонта, примененная на станциях Московского метрополитена, представляет собой складчатую ромбическую оболочку из стеклопласта, обладающую достаточной жесткостью.

Зонт состоит из картин, образующих секции. Его крепят шпильками кпродольной стальной полосе, в свою очередь прикрепленной к тюбингам или блокам обделки. После сборки зонта и шпаклевки стыков его внутреннюю поверхность покрывают слоем белой эмали. Такой зонт может быть изготовлен ииз других листовых и рулонных материалов, не подверженных коррозии дюралюминий, винипласт и др.).

Он обладает многими достоинствами, но имеет один недостаток — заранее заданную декоративную поверхность свода, что может помешать ему стать универсальной конструкцией.

В пределах проемной части станций пилонного типа картины зонтов боковых и среднего тоннелей соединяют с картинами зонтов пилонов и проемов и образуют единую водозащитную систему (см. рис. 459).

Вода, стекающая с зонта, отводится по асбестоцементным желобам, которые подвешивают к станционной обделке. Желоба со стороны путевых стен обычно располагают над карнизами. Из желобов вода через воронки попадает в трубки, расположенные в шкафах в путевой стене и в торцах станции, а затем в дренажную систему станции.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены