Глава 30

СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КОНСТРУКЦИЙ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 124. ОСОБЕННОСТИ СТАТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Статическая работа несущей конструкции станции метрополитена зависит от ряда факторов, в числе которых главными являются глубина заложения, геологические условия, форма конструкции и способ постройки. Эти факторы тесно связаны между собой. Так, выбор конструктивной формы зависит от глубины заложения станции и геологических условий, а способ постройки зависит как от глубины заложения, так и от конструктивной формы.

Станции, сооружаемые открытым способом, обычно бывают расположены в слабых грунтах, таких, как пески, глины, супеси, суглинки. На перекрытие этих станций оказывает давление грунт, толщина которого над перекрытием редко превышает несколько метров. Кроме того, в случае мелкого заложения конструкции она работает также на нагрузки, находящиеся на поверхности земли. Это в первую очередь нагрузка от наземного транспорта. В некоторых случаях на станционную конструкцию может передаваться давление от наземных зданий и сооружений, расположенных вблизи, в виде дополнительного бокового давления грунта на стены станции.

Станции, заложенные на глубине нескольких десятков метров и сооружаемые закрытым способом, находятся обычно в более устойчивых породах. Нагрузки, находящиеся на поверхности, не оказывают влияния на их конструкцию. Главной нагрузкой здесь является горное давление.

Станции метрополитена глубокого заложения отличаются от других глубоко заложенных тоннельных конструкций значительно большей шириной. Поэтому величина нагрузки от горного давления на станцию достигает значительных величин и, как правило, принимается, равной весу так называемого столба вышележащих пород. При таких нагрузках приобретает еще большее значение совместная работа конструкции станции к окружающей породы. В связи с тем что станции пилонного и колонного типов сооружают по частям, возникает необходимость анализа статической работы незавершенных конструкций и влияния одной части конструкции на другую.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены