§ 121. ТРЕХСВОДЧАТЫЕ СТАНЦИИ ПИЛОННОГО ТИПА (ч. 1)

Станции с обделками из чугунных тюбингов. Основным конструктивным элементом трехсводчатых станций с чугунной сборной обделкой является тоннель кругового очертания. Станционные тоннели трехсводчатых станций метрополитенов мира имеют диаметры от 6,5 до 10,00 м.

Тоннели трехсводчатых станций на линиях советских метрополитенов имеют два диаметра — 9,5 и 8,5 м.

При проектировании чугунной обделки введено изменение площади и момента инерции поперечного сечения тюбингов по контуру обделки в соответствии с эпюрой изгибающих моментов.

Последняя запроектированная в 1951 г. в СССР конструкция чугунной обделки станционных тоннелей наружным диаметром Dн = 9,5 м состоит из колец шириной 75 см, собираемых из 16 тюбингов четырех типов (рис. 433). Конструкция тюбинга станционного тоннеля Dн = 9,5 м показана на рис. 434. Кольца чугунной обделки станционного тоннеля наружным диаметром 8,5 м имеют ширину 75 см и состоят из 17 тюбингов пяти типов (рис. 435).

Рис. 433. Обделка станционного тоннеля Dн = 9,50 м из чугунных тюбингов
Рис. 434. Конструкция тюбинга СН
Рис. 435. Обделка станционного тоннеля Dн=8,50 м из чугунных тюбингов

Поперечное сечение тюбингов АКВ, ABC, AHB отличается от поперечного сечения тюбинга СН наличием среднего ребра, значительно увеличивающего прочность и жесткость тюбинговой обделки тоннелей наружным диаметром 8,5 м.

Конструкция сводчатых станций пилонного типа состоит из трех тоннелей диаметром 9,5 или 8,5 м, расположенных в одном уровне параллельно друг другу (рис. 436). Расстояние между осями тоннелей изменяется в зависимости от размеров принятого между ними промежутка. Этот промежуток для большинства осуществленных в СССР станций пилонного типа принят равным 0,90 и 1,35 м; в отдельных случаях промежутки были уменьшены до 0,65 и 0,75 м или увеличены до 1,6 и 3,0 м.

Рис. 436. Поперечное сечение трехсводчатой станции с обделкой из чугунных тюбингов

Для образования проходов между средним и боковыми тоннелями в обделку боковых тоннелей с одной стороны и в обделку среднего тоннеля с обеих сторон вмонтированы специальные рамы, воспринимающие усилия от разомкнутых колец. Рамы проемов состоят из верхней и нижней перемычек, одинаковых по своим размерам и конструкции, и из тюбингов, входящих в состав пилонов и имеющих усиленное поперечное сечение при наружных размерах, точно соответствующих размерам нормальных тюбингов обделки станционных тоннелей (рис. 437).

Рис. 437. Конструкция рамы проемов

Усиление рамных тюбингов по сравнению с тюбингами нормальных колец достигается увеличением толщины спинки и бортов, а также введением среднего ребра в сечение тюбингов МРП-1 и МРП-2, воспринимающих наибольшие усилия (рис. 438).

Рис. 438. Конструкция тюбинга МРП-1

Простенки между соседними проемами — пилоны — для большинства осуществленных станций имеют размер вдоль станции, равный ширине четырех или трех колец (узкие пилоны).

Применение узких пилонов создает значительные эксплуатационные преимущества, улучшает архитектурное оформление станции и лишь незначительно повышает стоимость ее чугунной обделки. Обделку проходов между боковыми и средним тоннелями выполняют трех конструктивных типов: с оклеечной гидроизоляцией, с металлической гидроизоляцией и без гидроизоляции.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены