§ 122. ТРЕХСВОДЧАТЫЕ СТАНЦИИ КОЛОННОГО ТИПА (ч. 3)

Станции с обделкой из железобетонных блоков. Разновидностью станций колонного типа может служить трехсводчатая станция без боковых платформ (рис. 453). Несмотря на наличие на этой станции стен, она относится к станциям колонного типа, так как построена по принципу такого взаимного расположения трех составляющих станцию тоннелей, при котором их обделки пересекаются между собой и в местах пересечения опираются на внутренние несущие конструкции.

Поперечное сечение станции без боковых пассажирских платформ с обделкой из железобетонных блоков
Рис. 453. Поперечное сечение станции без боковых пассажирских платформ с обделкой из железобетонных блоков

Обделка среднего тоннеля рассматриваемой станции состоит из верхнего и нижнего сводов, очерченных различными радиусами и собираемых из железобетонных блоков ребристого (верхний свод) и сплошного (нижний свод) сечений.

Обделки боковых тоннелей наружным диаметром 5,5 м из железобетонных блоков ребристого сечения со стороны среднего зала разомкнуты и опираются на продольные стенки, собираемые из чугунных фасонных тюбингов. На эти же стенки опираются своды среднего зала.

В стенках имеются проемы, число и расположение которых совпадают с числом и расположением дверей в вагонах поездов метрополитена. Ширина колец железобетонных блоков и ширина чугунных элементов продольных стенок кратна расстояниям между дверями одного и смежных вагонов.

Для образования проемов в чугунные стенки, несущие основные нагрузки от горного давления породы, вставляют рамы, состоящие из верхних и нижних перемычек и стоек между ними (рис. 454).

Конструкция несущих чугунных стен
Рис. 454. Конструкция несущих чугунных стен

В каждом проходе устраивают раздвижные двери, изолирующие средний станционный тоннель от боковых перегонных тоннелей и открывающиеся только на время стоянки поездов для посадки и высадки пассажиров. Раздвижные двери на роликах перемещаются по консолям платформ и располагаются за простенками со стороны перегонных тоннелей.

Станция этого типа отличается значительным уменьшением объемов работ по сравнению с другими трехсводчатыми станциями.

Для точной остановки поездов на этой станции и на стоянку поездов, связанную с необходимостью открывать и закрывать раздвижные двери в проходах, необходимо дополнительное время, что ограничивает пропускную способность как станции, так и линии метрополитена в целом.

К основным недостаткам станции этого типа относятся: снижение пропускной способности метрополитена на 1—2 пары поездов в час, нестандартная ширина колец обделки, подчиненная такому относительно случайному обстоятельству, как расположение дверей в вагонах поездов метрополитена, что не позволяет применять на линии вагоны новой конструкции; форма фасонных опорных тюбингов, при которой они значительно выступают за пределы кругового очертания перегонных тоннелей; разнотипность блоков верхнего и нижнего сводов среднего зала.

Планировочное решение этой станции отличается расположением дверей в ее продольных стенках, а также отсутствием боковых посадочных платформ и, следовательно, места для размещения кабин ДСП и дикторской на уровне этих платформ. Большое число служебных помещений этой станции размещают под платформой. Связь их с уровнем платформы осуществляется при помощи лестницы. Станции этого типа больше не применяются.

Кольца Dн = 8,50 м обделки боковых и среднего тоннелей колонной трехсводчатой станции Киевского метрополитена собирают из железобетонных блоков ребристого сечения (см. рис. 441); через опорные блоки СК-4 обделка опирается на железобетонные сборные перемычки прямоугольного очертания (рис. 455). Железобетонные колонны, состоящие из двух ветвей, поддерживают перемычки через массивные блоки СП-3 (рис. 456). Стыки отдельных перемычек в центре пролетов осуществляют сваркой арматуры и забивкой зазоров жесткой бетонной смесью марки М-500 на расширяющемся цементе. Опирание ребер блоков СК-4 на перемычки сверху и снизу происходит через металлические клинья с последующим омоноличиванием.

Поперечное сечение трехсводчатой станции Киевского метрополитена с обделкой из железобетонных блоков
Рис. 455. Поперечное сечение трехсводчатой станции Киевского метрополитена с обделкой из железобетонных блоков
Конструкция перемычек и колонн
Рис. 456. Конструкция перемычек и колонн

Применение железобетонных блоков сплошного или ребристого сечения для обделок станций колонного типа не исчерпывается только рассмотренными выше примерами. При благоприятных условиях заложения линий метрополитена вполне возможно применение других конструктивных решений станций колонного типа с обделкой из железобетонных блоков.

В необводненных прочных породах конструкция такой станции может состоять из трех сводов, опирающихся на породу и внутренние несущие аркады из стали или железобетона (рис. 457).

Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа с обделкой сводов из железобетонных блоков
Рис. 457. Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа с обделкой сводов из железобетонных блоков

Обделка колонных станций может состоять также из разомкнутых колец боковых тоннелей (с расположенными внутри этих колец конструкциями) и опирающегося на них среднего свода аналогично таким же станциям с обделками из чугунных тюбингов (см. рис. 444).

Станции с обделкой из монолитного бетона. Применение монолитного бетона в качестве материала для обделки трехсводчатых станций колонного типа может быть допущено при заложении станций в сухих породах скального типа.

Сооружение станций в этом случае ведут горным способом с применением в качестве временной крепи металлических арок или анкеров, которые могут быть использованы для подвески к ним инвентарной опалубки при бетонировании сводов.

Основным условием применения обделки из монолитного бетона для трехсводчатых станций является наличие таких геологических условий, при которых все поперечное сечение трехсводчатой станции можно разбить максимум на три объема с разработкой каждого из них на полное сечение сплошным забоем или ступенчатым забоем с незначительным опережением калотты.

Одно из возможных конструктивных решений трехсводчатой станции колонного типа, заложенной в сухих и крепких породах, состоит из трех сводов, опирающихся на породу и продольные аркады (рис. 458). Для сводов из монолитного бетона могут быть подобраны такие соотношения пролетов и стрелок, при которых их распоры будут уравновешены и отпадет необходимость в устройстве распорных конструкций.

Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа с обделкой сводов из монолитного бетона
Рис. 458. Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа с обделкой сводов из монолитного бетона

Колонны внутренних железобетонных аркад могут опираться на породу через отдельные башмаки без устройства лотковой плиты, которая может быть заменена стяжкой по породе из бетона низких марок.

Планировочные решения рассмотренных выше станций колонного типа аналогичны, показанному на рис. 448.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены