§ 120. ОДНОСВОДЧАТЫЕ И ДВУХСВОДЧАТЫЕ СТАНЦИИ (ч. 2)

Применение односводчатых станций, сооружаемых закрытым способом, в тех случаях, когда они полностью или в нижней части могут быть расположены в скальных породах, приведет к более экономичному решению, при котором опоры свода будут иметь ограниченные размеры и их можно будет сооружать либо из бетонных блоков, укладываемых на породу без предварительной проходки штолен, либо из монолитного бетона в штольнях минимальных размеров (рис. 428).

Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой из железобетонных блоков
Рис. 428. Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой из железобетонных блоков

Конструкция свода односводчатой станции может быть различной в зависимости от геологических и гидрогеологических условий заложения станции влияющих на выбор способа ее сооружения. При расположении свода станции в слабых породах, разработка которых может производиться только при помощи полущита, наиболее целесообразно применять элементы из железобетона или чугуна.

Чугунные тюбинги допускается применять только при значительней горном давлении на свод станции (свыше 50 тс/м2) или гидростатическом давлении превышающем 1 кгс/см2. При сооружении свода в глинах или скальных породах слабых и средней крепости наиболее целесообразно применение железобетонных блоков сплошного или ребристого сечения.

Возведение сводов станций глубокого заложения из монолитного бетона может быть оправдано, если односводчатые станции сооружаются в скальных породах в которых временное крепление выработок может осуществляться при помощи анкеров (рис. 429).

Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой свода из монолитного бетона
Рис. 429. Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой свода из монолитного бетона

Анкерная крепь может быть использована для подвески опалубки при бетонировании свода. Опалубка может быть запроектирована в виде инвентарных металлических элементов временного назначения или в виде железобетонных плит, образующих внутреннюю поверхность свода. При изготовлении плит на заводе поверхность их может быть любым образом архитектурно оформлена, что уменьшает объем трудоемких отделочных работ, выполняемых при сооружении станции.

В тех случаях, когда в основании односводчатой станции залегают крепкие породы и гидростатическое давление отсутствует, лотком станции может быть прочая стяжка из бетона. При наличии гидростатического давления обратный свод станции сооружают из монолитного железобетона с гидроизоляцией. Если гидростатическое давление невелико, в качестве гидроизоляции может быть нанесен слой торкрета на безусадочном водонепроницаемом цементе.

Водонепроницаемые железобетонные блоки могут быть использованы для обратного свода с последующей расчеканкой швов между ними расширяющимся цементом.

Обычно эскалаторные тоннели примыкают к односводчатой станции с платформой шириной 8—9 м под углом к ее продольной оси на уровне мостиков над путями (см. рис. 416). Связь между мостиками и станционными платформами осуществляют при помощи лестниц или эскалаторов облегченного типа.

Служебные помещения располагают над путями на уровне мостика и на уровне платформы под мостиком и лестницами.

Односводчатые станции с платформой шириной 10—11 м позволяют располагать эскалаторные тоннели между перегонными и примыкать на уровне пассажирской платформы.

Двухсводчатые станции. Большое число двухсводчатых станций, сооруженных на глубоко заложенных линиях Лондонского метрополитена, состоит из двух тоннелей, в каждом из которых расположен один путь и одна боковая платформа (рис. 430). Обделки тоннелей этих станций собраны из чугунных тюбингов, образующих кольца шириной 0,45 м.

Рис. 430. Поперечное сечение двухсводчатой станции Лондонского метрополитена

Примером применения двухсводчатых станций с обделкой из монолитного бетона служит одна из станций Нью-Йоркского метрополитена (рис. 431), заложенная в скальных породах.

Поперечное сечение двухсводчатой станции Нью-Йоркского метрополитена
Рис. 431. Поперечное сечение двухсводчатой станции Нью-Йоркского метрополитена

Основным недостатком двухсводчатых станций является неизбежность продольного движения пассажиров вдоль посадочных платформ, что при больших пассажиропотоках может мешать посадке и высадке пассажиров. Вследствие этого на линиях метрополитенов Советского Союза двухсводчатые станции, как правило, не применяют.

Применение двухсводчатых станций в будущем можно допускать только на глубоко заложенных линиях в геологических условиях, в которых осуществление трехсводчатых станций связано с большими осложнениями при производстве работ, а также для станций с относительно небольшими пассажиропотоками.

Обделки тоннелей двухсводчатых и трехсводчатых станций одинаковы; их конструктивные решения из чугунных тюбингов и железобетонных блоков рассмотрены ниже применительно к трехсводчатым станциям.

Боковые платформы в середине, в одном или в обоих торцах двухсводчатых станций связывают с небольшими аванзалами, соединяющимися с поверхностью при помощи эскалаторов (рис. 432).

План двухсводчатой станции
Рис. 432. План двухсводчатой станции

Служебные помещения двухсводчатых станций располагают в торцах посадочных пассажирских платформ (ДСП и дикторские) и в глухом торце аванзала.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены