§ 122. ТРЕХСВОДЧАТЫЕ СТАНЦИИ КОЛОННОГО ТИПА (ч. 2)

Несколько особое положение занимает конструкция одной из станций глубокого заложения Ленинградского метрополитена (станция с цельночугунной обделкой), принцип конструктивного решения которой отличается как от пилонных, так и от колонных станций, рассмотренных выше. В этом конструктивном решении использованы также станционные тоннели наружного диаметра 9,5 м с чугунной обделкой, но взаимное расположение их таково, что обделки трех тоннелей, находящихся в одном уровне, пересекаются между собой (рис. 449).

Поперечное сечение трехсводчатой цельночугунной станции колонного типа
Рис. 449. Поперечное сечение трехсводчатой цельночугунной станции колонного типа

Для образования проемов в обделку станционных тоннелей (в боковых тоннелях с одной стороны и в среднем тоннеле с двух сторон) вставлены фасонные тюбинги, образующие верхние и нижние перемычки, опирающиеся на вертикальные чугунные колонны. Перемычки состоят из фасонных тюбингов девяти типов (рис. 450).

Конструкция перемычек и колонн
Рис. 450. Конструкция перемычек и колонн

Колонна, поддерживающая опору каждой из перемычек, является ветвью объединенной колонны и состоит по высоте из двух чугунных тюбингов марки П1.

Верхние и нижние перемычки в каждом станционном тоннеле устанавливают одна к другой, перемычки же соседних тоннелей соприкасаются друг с другом, поэтому конструкция объединенной колонны состоит из четырех ветвей и в ее состав входит 8 тюбингов марки П1.

То обстоятельство, что конструктивное решение рассматриваемой станции предусматривает соединение тюбингов трех станционных тоннелей при помощи болтов, предъявляет к сборке обделки чрезвычайно высокие требования точности. Эта точность должна обеспечивать совпадение болтовых отверстий вдоль и поперек станции и в пределах каждого кольца.

Достоинствами этой конструкции можно считать благоприятные условия эксплуатации вследствие большой ширины платформы и хорошей видимости всех ее участков и полную водонепроницаемость обделки.

Высокие требования точности, предъявляемые к монтажу тюбинговой обделки, большое число типов тюбингов, неравномерное распределение усилий, воспринимаемых отдельными ветвями составных колонн, а также невозможность сокращения длины среднего зала — основные недостатки конструктивного решения приведенной трехсводчатой станции с цельночугунной обделкой.

Другое аналогичное, но более совершенное конструктивное решение трехсводчатой станции колонного типа, применено на Московском метрополитене (рис. 451). Здесь для обделок боковых и среднего тоннелей использованы типовые чугунные тюбинги колец Dн = 8,5 и Dн = 9,5 м, а также стандартные перемычки рам проемов станции пилонного типа с обделкой из колец Dн = 8,5 м (АК-1, АК-2, АК-3).

Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа Московского метрополитена с обделкой из чугунных тюбингов
Рис. 451. Поперечное сечение трехсводчатой станции колонного типа Московского метрополитена с обделкой из чугунных тюбингов

В зависимости от интенсивности пассажиропотока станции ее средний зал может иметь различную ширину (8,23 м и 6,98 м), определяемую применением для верхнего свода среднего зала тюбингов колец Dн = 9,5 м или Dн = 8,5 м.

Нижний свод среднего зала в обоих случаях собирают из тюбингов Dн = 8,5 м, но в одном случае с чугунными прокладками сплошного сечения, а другом — без них.

Плоский лоток во всех тоннелях станции создают путем замены чугунных тюбингов железобетонными блоками сплошного сечения, гидроизолированными металлическими листами (см. рис. 451).

Применение стандартных чугунных перемычек тоннеля Dн = 8,5 м дает возможность получить продольный шаг колонн, равный 4 м. Для увеличения его до 5,25 м стандартную перемычку несколько изменяют, а именно: при сохранении тюбингов АК-1 и АК-2 взамен двух тюбингов АК-3 вставляют три новых тюбинга АКП-3 (левый и правый) и замковый АКП-4 (рис. 452). Колонны этой станции (см. рис. 452) — сварные из стальных листов δ = 40 мм. Их размеры и сечение зависят от ширины среднего зала и действующих нагрузок. Гидроизоляция станции над проемами обеспечивается металлическими листами δ = 16 мм, заанкеренными в бетон.

Конструкция перемычек и колонн
Рис. 452. Конструкция перемычек и колонн

Рассмотренное конструктивное решение обладает всеми достоинствами колонных станций в эксплуатационном и архитектурном отношениях. Кроме того, при необходимости сокращения длины уширенного среднего зала глухие участки станции будут иметь боковые платформы шириной ~3,2 м. Последнее обстоятельство значительно расширяет границы применимости станций такого типа.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены