§ 120. ОДНОСВОДЧАТЫЕ И ДВУХСВОДЧАТЫЕ СТАНЦИИ (ч. 1)

Односводчатые станции. Односводчатую конструктивную форму станций широко применяли на линиях зарубежных метрополитенов. Особенно много односводчатых станций сооружено на линиях Парижского метрополитена, где такие станции являются основным типом как при открытом, так и при закрытом способе работ.

Две односводчатые станции Московского метрополитена расположены на небольшой глубине и имеют совершенно различные конструктивные решения. Одну из этих станций сооружали в открытом котловане, и ее обделка представляет собой однопролетную раму со сводчатым ригелем. Другую станцию сооружали без вскрытия поверхности способом опорного ядра, и ее обделка, состоящая из верхнего свода, стен и обратного свода, выполнена из монолитного бетона (стены и обратный свод) и бутового камня (верхний свод).

Для односводчатых станций, сооружаемых открытым способом, в настоящее время могут быть применены конструктивные решения из монолитного железобетона (рис. 423) и из сборного железобетона (рис. 424).

Поперечное сечение односводчатой станции Харьковского метрополитена с обделкой из монолитного железобетона
Рис. 423. Поперечное сечение односводчатой станции Харьковского метрополитена с обделкой из монолитного железобетона
Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой из сборного железобетона
Рис. 424. Поперечное сечение односводчатой станции с обделкой из сборного железобетона

В первом случае свод опирается на жесткие опоры на упругом основании, а плоский лоток выполняет роль затяжки. Для свода, опор и лотка применяют бетон высоких марок, армированный сварными самонесущими каркасами, изготовленными на заводе.

Во втором случае станцию собирают из четырех железобетонных элементов двух типов, образующих опоры и трехшарнирный свод одной секции шириной 2—3 м. Лоток станции может быть как монолитным, так и сборным.

При применении односводчатых станций целесообразно включать в единый объем не только пассажирскую платформу, но и вестибюли, тягово-понизительную подстанцию, вентиляционную камеру и все необходимые служебные помещения.

На скоростной линии Парижского метрополитена, введенной в эксплуатацию в 1970 г., закрытым способом сооружена односводчатая станция «Обер» оригинальной конструкции (рис. 425).

Поперечное сечение односводчатой станции Парижского метрополитена с обделкой из монолитного и сборного железобетона
Рис. 425. Поперечное сечение односводчатой станции Парижского метрополитена с обделкой из монолитного и сборного железобетона

Свод станции, смонтированный из железобетонных блоков сплошного сечения, опирается на пустотелые стены из монолитного бетона, армированного металлическими балками временного крепления. Снизу станция замыкается обратным сводом из монолитного бетона.

Внутреннее пространство среднего зала разбито на три этажа, из которых нижний используют для размещения пассажирских платформ и путей, а средний и верхний являются распределительными и осуществляют связь пассажирских платформ с поверхностью. Коридоры в стенах используют для размещения в них эскалаторов и лестниц, связывающих пассажирские платформы со средним этажом. Верхний этаж соединен эскалаторами с поверхностью и лестницами со средним этажом.

Сборный свод станции состоит из отдельных арок шириной 0,8 м, каждая из которых смонтирована из 15 блоков. Радиальные стыки блоков — цилиндрические; блоки соединены по кольцу при помощи рецессов пирамидальной формы (рис. 426). Во всех стыках блоки при монтаже склеены друг с другом эпоксидной смолой.

Конструкция пирамидального блока
Рис. 426. Конструкция блока:
1 — резиновая камера; 2 — железобетонная плита, закрывающая при установке блоков резиновую камеру; 3 — трубка для нагнетания цементного раствора в резиновую камеру; 4 — рецессы пирамидальной формы

Верхний свод станции обжат в породу при помощи двух домкратов Фрейссине, заложенных внутрь замкового блока при его бетонировании. Дополнительное обжатие блоков происходит за счет нагнетания цементно-песчаного раствора в резиновые камеры, расположенные на внешней поверхности каждого из блоков (см. рис. 426). Таким образом, несущий свод включается в работу немедленно после его сборки.

Односводчатые станции Ленинградского метрополитена представляют собой сборные конструкции (рис. 427). Здесь верхний свод состоит из 12 стандартных и одного замкового железобетонных блоков сплошного сечения. Свод, как и на станции «Обер», обжат в породу при помощи двух домкратов Фрейссине, вставленных в замковый блок при его изготовлении.

Поперечное сечение односводчатой станции Ленинградского метрополитена с обделкой из сборного железобетона
Рис. 427. Поперечное сечение односводчатой станции Ленинградского метрополитена с обделкой из сборного железобетона

Опорами свода служат заполненные бетоном более чем на половину своего сечения тоннели Dн = 5,50 м с обделкой из железобетонных блоков ребристого сечения. Обратный свод из 10 блоков сплошного сечения с замком из жесткого бетона сооружают в последнюю очередь, поэтому он не участвует в передаче давления от свода на породу. Гидростатическое давление здесь отсутствует.

Ширина платформы этих станций позволяет осуществить продольное примыкание эскалаторов в торцах станций. Выполнение такого примыкания потребовало сооружения в кембрийских глинах стен из монолитного бетона для описания на них разомкнутых обделок перегонных тоннелей, а также верхнего и нижнего сводов натяжной камеры (показано на рис. 427 пунктиром).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены