Глава 38

СООРУЖЕНИЕ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ

§ 149. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сооружение станций метрополитенов закрытым способом относится к наиболее сложным работам в метростроении. Выбор способа работ зависит от инженерно-геологических условий заложения станции, ее конструктивных особенностей и материала обделки.

В крепких устойчивых породах целесообразен горный способ проходки с раскрытием каждого тоннеля станции на полный профиль и возведением сборной обделки при помощи эректора. В мягких и недостаточно устойчивых породах станционные тоннели сооружают щитовым способом. В отдельных случаях в зависимости от местных условий (например, при коротком среднем станционном тоннеле) возможно сочетание того и другого способов. Влияние на выбор способа работ таких факторов, как материал и конструкция станции, будет рассмотрено на конкретных примерах.

В зависимости от способа ведения проходческих работ должны приниматься соответствующие схемы расположения вспомогательных выработок. Здесь может быть несколько характерных случаев. В одном из них (рис. 534, а) станционные тоннели оканчиваются с обеих сторон камерами, необходимыми для монтажа и демонтажа проходческих щитов. Подходные транспортные штольни, связывающие станционные тоннели с шахтным стволом (или с наклонным эскалаторным тоннелем), примыкают к камерам сбоку. В этом случае станционные тоннели проходят при помощи щитов.

Станционные тоннели, проходимые на полный профиль без применения щитов (рис. 534, б), не требуют расположения в их торцах камер. В этом случае подходные штольни могут примыкать к станционным тоннелям с торцов и боковых сторон.

Схема расположения главных и вспомогательных выработок
Рис. 534. Схема расположения главных и вспомогательных выработок:
а — при щитовой проходке сооружения тоннеля; б — при горной проходке; 1 — щитовые камеры; 2 — ствол шахты

Кроме перечисленных, могут быть приняты и другие варианты компоновки главных и вспомогательных выработок, зависящие от конструкции станции, способа проходки станционных тоннелей, а также от степени использования наклонного и перегонных тоннелей для транспортных целей.

Организация работ по сооружению станции может быть различной. Наиболее эффективен способ ведения работ по параллельному графику (рис. 535), согласно которому станционные тоннели проходят с некоторым отставанием один от другого (на 25—30 м).

Параллельный график работ по сооружению станции
Рис. 535. Параллельный график работ по сооружению станции:
1 — сооружение камер для монтажа эректора; 2 — монтаж эректора; 3 — проходка левого тоннеля; 4 — проходка правого тоннеля; 5 — проходка среднего тоннеля: 6 — демонтаж эректора; 7 — сооружение проемов; 8 — монтаж внутренних конструкций; 9 — отделочные работы; 10 — укладка пути

Существует и другой — последовательный — способ работ, при котором проходку ведут одним-двумя комплектами оборудования; при этом достигается лучшее его использование, но за счет некоторого (приблизительно на 30 %) удлинения сроков работ (рис. 536).

Последовательный график работ по сооружению станции
Рис. 536. Последовательный график работ по сооружению станции:
1 — сооружение щитовой камеры правого тоннеля; 2 — монтаж станционного щита №1; 3 — вывод щита №1 из камеры; 4 — монтаж станционного блокоукладчика; 5 — сооружение демонтажной камеры правого тоннеля; 6 — монтаж станционного щита №2; 7 — вывод щита №2 из камеры и монтаж блокоукладчика; 8 — сооружение правого тоннеля щитом №1; 9 — сооружение проемных рам правого тоннеля; 10 — сооружение левого тоннеля щитом №2; 11— демонтаж щита №1; 12 — демонтаж станционного блокоукладчика; 13 — сооружение натяжной камеры через наклонный тоннель; 14 — монтаж станционного щита №1; 15 — монтаж станционного блокоукладчика; 16 — сооружение щитовой камеры №2; 17 — сооружение ходка из правого тоннеля; 18 — сооружение демонтажной камеры среднего тоннеля; 19 — демонтаж щита №2: 20 — демонтаж станционного блокоукладчика; 21 — сооружение среднего тоннеля щитом №1; 22 — сооружение проемных рам левого тоннеля; 23 — демонтаж щита №1; 24 — демонтаж станционного блокоукладчика; 25 — сооружение проемных рам среднего тоннеля; 26 — сооружение проходов; 27 — укладка бетона жесткого основания

Выбор рационального способа работ должен всегда сопровождаться соответствующими технико-экономическими расчетами.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены