§ 151. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЯ ПИЛОННОГОТИПА

Сооружение станций с обделкой из чугунных тюбингов (ч. 3)

Другая схема предусматривала ведение всех работ, связанных с погрузкой и откаткой породы на нижнем уровне в лотковой части готового тоннеля, а также работ по подаче тюбингов и сухой смеси по специальной подвесной платформе. В этом случае платформу использовали как транспортную связь и как место расположения подвесных тележек, необходимых для гидроизоляционных работ. В головной части платформы помещался тельферный подъемник, при помощи которого тюбинги и контейнеры опускали на требуемую отметку.

С целью исключения переподъема тюбингов у ствола шахты иногда устраивают специальную подходную штольню на уровне верхнего помоста.

В случае заложения станции в песчаных необводненных породах, находящихся под защитой плотных пород, ее сооружение может быть приведено по способу пилот-тоннеля. При этом исключается необходимость в шести щитовых камерах, что приводит к сокращению на 6—7 месяцев срока строительства (рис. 544).

Схема сооружения станционного тоннеля по способу пилот-тоннеля
Рис. 544. Схема сооружения станционного тоннеля по способу пилот-тоннеля

Способ пилот-тоннеля, при котором раскрытие выработки на полный профиль станционного тоннеля производят в два приема, позволяет сохранить устойчивость песчаного массива.

Схема сооружения станции по способу пилот-тоннеля такова. Вначале при помощи эректора 1 проходят тоннель диаметром 5—6 м, в котором возводят временную обделку. С отставанием на 12—14 колец дорабатывают породу до профиля станционного тоннеля и устанавливают лобовую контурную крепь. Крепление забоя в месте расширения должно выполняться весьма тщательно.

Эти работы осуществляют с использованием станционного эректора 4. Разборку обделки пилот-тоннеля можно выполнять двумя способами — специальной лебедкой или эректором, рычагу которого придается большая маневренность.

Сборку обделки станционного тоннеля ведут при помощи эректора немедленно после разборки обделки пилот-тоннеля, не нарушая при этом откаточного пути подведением нижних тюбингов сбоку.

Чтобы обеспечить одновременность выполнения работ по погрузке породы в зоне расширения выработки и транспортных работ, в пилот-тоннеле применяют специальный бункер 3, смонтированный на подвижной тележке, периодически перемещаемой при помощи лебедки 2. Этот бункер позволяет вести одновременную погрузку двух вагонеток, стоящих на боковых путях, и осуществлять сквозное движение по среднему пути.

Устойчивость массива обеспечивается первичным нагнетанием, которое выполняют во втором кольце, и контрольным — через 15—20 м. При проходке таким способом среднего тоннеля необходимо предварительно устанавливать в трех ярусах стяжки в боковых тоннелях с опережением забоя среднего тоннеля на 15—20 м.

Расстановка рабочей силы и строительных механизмов, а также последовательность ведения гидроизоляционных работ соответствуют обычным приемам эректорной проходки.

Скорость проходки станционного тоннеля с применением пилот-тоннеля равна 25—30 пог. м/мес. Такой способ может быть рекомендован для сооружения станций и коротких тоннелей большого сечения в необводненных песчаных породах, залегающих ниже плотных пород, а также в разрушенных смешанных породах с применением буро-взрывных работ.

В подобном случае забой пилот-тоннеля крепят телескопическими трубами с затяжкой, а кровлю—досками с использованием инвентарных кружал. Буровзрывные работы при расширении выработки до размеров станционного тоннеля ведут в три приема: кровлю, бока и лоток с временным креплением верхней части при помощи дощатых щитков, поддерживаемых стальными конструкциями (рис. 545).

Схема крепления верхней части забоя
Рис. 545. Схема крепления верхней части забоя

К особо ответственным элементам работ при сооружении станций пилонного типа относится сооружение проемов.

Проходку станционных тоннелей в пределах проемной части необходимо выполнять с особой тщательностью и с соблюдением ряда правил, нормирующих допуски и отклонения. Это объясняется тем, что проходы, примыкающие к проемам, представляют собой пространственную конструкцию, продольная ось которой располагается нормально к оси главных тоннелей. Боковые поверхности проходов должны быть геометрически точно вписаны между гранями кольцевых ребер тюбингов тоннелей. Поэтому отклонения продольных осей тоннелей от проектного положения допускаются не более ±10 мм.

Суммарная величина поворота (кручения) относительно первого проемного кольца не должна превышать ±50 мм, а опережение колец одного тоннеля относительно колец другого — 50 мм. Допускаемая эллиптичность колец станционного тоннеля по любому диаметру: при укладке ±25 мм, за тюбингоукладчиком (после нагнетания) ±50 мм.

При сооружении среднего тоннеля необходимо особенно тщательно выверять положение тоннеля в плане и профиле. Контуры проемов среднего и боковых тоннелей должны точно совпадать.

Сболчивание и дополнительное подтягивание болтов (роликовыми ключами с удлиненной рукоятью), а также ежедневный контроль (обстукивание болтов) нужно производить особенно тщательно.

В равной мере необходимо тщательно выполнять такие операции, как забучивание переборов и нагнетание цементно-песчаного раствора.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены