§ 152. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИИ КОЛОННОГО ТИПА

Сооружение станций с обделкой из чугунных тюбингов (ч. 1). Этапы работ по возведению таких станций должны быть подчинены условиям сохранения устойчивости массива окружающих пород, совместности работы всех элементов сложной пространственной конструкции, одновременности включения в работу колонн, располагаемых в одном поперечном сечении станции, обеспечения от смещений боковых тоннелей и от наклона колонн. С учетом этих требований отечественной практикой установлен и рекомендован следующий состав я порядок работ: проходка боковых тоннелей; монтаж внутренних конструкций; проходка верха средней части; разработка ядра и удаление боковых участков тюбингов; разработка основания ядра и бетонирование плиты или сооружение обратного свода. Проходку боковых тоннелей выполняют при помощи станционных щитов или эректоров с опережением в 25—30 м.

К особенностям этих работ относится постановка в состав комплекта элементов чугунной обделки одного и как вариант — двух фигурных тюбингов, помещаемых в плоскости ряда колонн. Эти тюбинги (см. рис. 445) служат для передачи на колонны равнодействующих усилий от пят опирающихся сводов, поэтому при их монтаже необходима высокая степень точности (±15 мм).

Вместо нижних фигурных тюбингов возможно устройство железобетонных ленточных фундаментов. В этом случае следует предварительно зачеканить лотковую часть тоннелей.

По мере создания необходимого фронта работ (30—40 м) приступают к монтажу прогонов и колонн. При этом необходимо отметить обязательное требование одновременной постановки и включения в работу сразу двух колони, находящихся в поперечном сечении станции. В противном случае одинаковая загрузка колонн не может быть достигнута.

Последовательность операций по монтажу внутренних элементов зависит от материала опорных конструкций. При чугунной пяте в виде фигурного тюбинга вначале монтируют нижний прогон, затем верхний и, наконец, колонну. После рихтовки и тщательной выверки положения колонны осуществляют ее опрессование при помощи гидравлических домкратов с последующим заполнением щелевого пространства фибробетоном.

При железобетонном ленточном фундаменте и промежуточных стальных плитах последовательность операций несколько изменяется. Вначале монтируют верхний прогон с временной его поддержкой при помощи приспособлений, описываемых ниже, затем — колонну, которую фиксируют в правильном положении при помощи анкеров. Верх колонны при этом несколько отстоит от верхнего прогона. После этого прогон опускают на колонну, а щель, образующуюся между прогонами и верхним фигурным тюбингом, заполняют фибробетоном.

При монтаже применяют передвижной кран (рис. 552), снабженный двумя верхними неподвижными консолями 1 и двумя нижними поворотными консолями 3. Первые оборудованы 15-тонными грузовыми полиспастами, а вторые 7,5-тонными талями. На нижних консолях помещены подвижные тележки 2 перемещаемые в поперечной плоскости тоннеля. Продольное перемещение всего крана осуществляется по рельсовым путям. До начала монтажных работ такой кран приводят в рабочее положение подведением подкладок и распиранием винтовыми домкратами.

Передвижной кран для монтажа внутритоннельных конструкций
Рис. 552. Передвижной кран для монтажа внутритоннельных конструкций

Монтажные работы ведут с использованием поворотных и неподвижных консолей. Подъем прогонов и колонн выполняют при помощи полиспастов, а их перемещение на место — при помощи тележек. Состав бригады монтажников 7 чел. Скорость ведения работ — 1 компл. в смену.

Проходку средней повышенной части станции можно осуществлять двумя способами: при помощи полущита или горным способом. В первом случае применяемом в породах, требующих надежного крепления забоя и кровли на каждом этапе проходки, конструкция полущита и его опорных частей а также способы производства работ имеют ряд специфических особенностей (конструктивные особенности были рассмотрены в § 85).

К числу производственных особенностей проходки средней части относится организация транспортных работ (рис. 553). В одном случае откатку породы и подачу тюбингов можно осуществлять на уровне верха ядра средней части станции, который определяется из условия, что транспортные работы необходимо вести независимо от монтажных. В этом случае в торцовой части станции устраивают переподъем для породы и тюбингов. При такой схеме транспортные работы не зависят от строительно-монтажных операций, проводимых в боковых тоннелях.

Схема организации транспортных работ в среднем тоннеле
Рис. 553. Схема организации транспортных работ в среднем тоннеле (I вариант):
1— подъемник; 2 — подвесной путь; 3 — транспортер; 4 — погрузочная машина

В другом случае может быть принята комбинированная схема транспортных работ, при которой подачу тюбингов ведут на уровне верха ядра породы среднего тоннеля, а выдачу породы осуществляют при помощи транспортеров, расположенных в боковых тоннелях. Для перемещения разработанной породы из забоя полущита на транспортеры необходимо устройство передвижных бункеров и последовательное удаление тюбингов, примыкающих к опорным. При этом порода кратчайшим путем будет перемещаться вниз без каких-либо дополнительных затрат энергии. Такая схема впервые была с успехом применена при сооружении станции «Маяковская» Московского метрополитена, где продольные транспортеры располагались между колоннами и стенами тоннелей. В случае применения распорок и затяжек в своде среднего тоннеля их монтаж при работе по этой схеме проводят вслед за проходкой полущитом среднего тоннеля с использованием верхнего уровня ядра. Установку распорок и затяжек следует делать быстро и тщательно. Во избежание каких-либо смещений верхних опорных узлов в боковых тоннелях рекомендуется устанавливать стяжки. Для механизации этих работ применяют компактные краны и электролебедки.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены