§ 151. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЯ ПИЛОННОГО ТИПА

Сооружение станций с обделкой из чугунных тюбингов (ч. 2)

Щитовая проходка станционных тоннелей в смешанных породах, требующих применения взрывных работ, но находящихся на контакте с неустойчивыми (чем и вызывается применение щита), должна проводиться особо тщательно. Лотковой части выработки необходимо придавать очертание, соответствующее форме контура щита. Недоборов и переборов породы не должно быть, в противном случае щит, а следовательно, и обделка не смогут занять проектное положение и, кроме того, сам щит может быть поврежден.

Наиболее эффективно применение для этой цели гладкого взрывания. Для той же цели может быть применен бетонный лоток, сооружаемый в основании опережающей штольни, которая может быть тупиковой или сквозной. В последнем случае ее рационально использовать для прокладки геодезическо-маркшейдерской основы, для транспортных целей, а также для водоотвода и вентиляции.

Такая схема, применявшаяся на I—III очередях строительства Московского метрополитена, может быть применена только в отдельных случаях и при достаточном обосновании, так как наиболее экономична проходка глухим забоем, т.е. без штольни.

В основу механизации трудоемких погрузочных работ по этой схеме (рис. 542) приняты поперечные транспортеры-питатели, располагаемые в ножевой части щита, и продольный металлический транспортер, занимающий положение по оси опережающей штольни и проходящий через нижнюю ячейку щита. Этот транспортер первоначально выдвигается вперед на 20—25 м, что обеспечивает непрерывную погрузку породы в бункер на данном протяжении щитовой проходки. За первым транспортером следует второй, наращиваемый укрупненными звеньями, и, наконец, третий, служащий для переподъема породы и погрузки в вагонетки, подаваемые в торцовую часть станции.

Схема сооружения станционного тоннеля щитом с опережающей штольней
Рис. 542. Схема сооружения станционного тоннеля щитом с опережающей штольней

Система транспортеров, принятая в этой схеме, работает удовлетворительно и может быть включена непосредственно перед взрывом. Конструкция поперечных питателей и защитное ограждение первого транспортера обеспечивают сохранность головного узла во время взрыва. Таким образом, часть породы может быть перемещена по транспортерам в бункер до фактического допуска бригады рабочих к забою.

Тюбинги и материалы подают по рельсовому пути, расположенному на уровне лотка или подвесного помоста. В том и другом случае требуется опускание (или соответственно подъем) тюбингов и материалов с откаточного уровня торцовой камеры.

При наличии сквозной штольни, используемой для перемещения породы в вагонетки 1, в пределах ее поперечного сечения помещают два рельсовых пути на большей части протяжения штольни и один путь на участке, примыкающем к щиту с накладной стрелкой в месте перехода (рис. 543), и бункер 2. Такую схему применяли на строительстве Ленинградского метрополитена при электровозной системе откатки.

Породу в забое разрабатывают отбойными молотками. Рациональная последовательность выполнения этих работ зависит от степени устойчивости породы. В условиях сухих глин рекомендуемая схема работ соответствует рассмотренной в § 95. Уборку породы ведут вне зоны монтажных работ, что следует отнести к положительным качествам рассматриваемой схемы.

Работы, связанные с монтажом конструкции станционного тоннеля, включая рамные фигурные тюбинги проемов, выполняют при помощи тюбингоукладчика 3, помещенного на передвижной платформе 4. Состав звена 4—5 чел. К особенностям рассматриваемой схемы относится организация подачи тюбингов к месту их укладки.

Для обеспечения единого уровня перемещения тюбингов на всем протяжении используют последовательно наращиваемый повышенный металлический помост 5. Отметка головки рельсов двухпутной линии узкой колеи соответствует уровню откатки в подходных выработках, что обеспечивает удобство выполнения транспортных работ. Для подачи тюбингов непосредственно под захват рычага тюбингоукладчика предусмотрен тельферный переподъемник, помещенный в хвостой части тележки укладчика. Рядом с повышенным помостом, в головной части тоннеля, находится тупиковый путь для размещения растворонагнетателей вспомогательные тележки 6 (см. рис. 543).

Схема сооружения станционного тоннеля щитом с применением сквозной штольни
Рис. 543. Схема сооружения станционного тоннеля щитом с применением сквозной штольни

Комплекс работ по монтажу конструкций, нагнетанию и гидроизоляции швов такой же, как и в схеме по рис. 541. Для создания фронта работ необходимо использовать две-три Для устранения помех, связанных с транспортными работами, применялись комбинированные схемы, имевшие главной целью разобщение уровня основных работ и работ по нагнетанию и гидроизоляции обделки.

В одной из них перегружатель помещался на передвижной платформе нижнего уровня, а его разгрузочная часть с. бункером была смещена в сторону и давала возможность вести погрузку породы в вагонетки, находящиеся на боковом помосте на уровне будущей пассажирской платформы станции. Дальнейшую откатку согласно этой схеме вели на одном уровне по вспомогательным выработкам до шахтного ствола.

Тюбинги и сухую смесь для нагнетания подавали по той же передвижной платформе к тележке тюбингоукладчика. Последующее опускание тюбингов на отметку нижнего помоста и контейнеров со смесью до загрузочного бункера растворонагнетателей осуществляли при помощи рельфера.

Комплекс строительно-монтажных работ, проводимых по этой схеме, аналогичен случаю проходки станционных тоннелей щитом (см. рис. 541).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены