§ 150. СООРУЖЕНИЕ ОДНОСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЙ (ч. 1)

Последовательность возведения односводчатой станции в поперечном сечении (рис. 537) предусматривает предварительное сооружение бетонных опор I' в штольнях I, затем проходку калоттного профиля II и возведение свода II'. Следующий этап — разработка ядра III и, наконец, подчистка нижней части IV и сооружение обратного свода IV. В крепких породах возможно ведение работ без проходки штолен.

Схема последовательности работ по сооружению односводчатой станции
Рис. 537. Схема последовательности работ по сооружению односводчатой станции

При строительстве односводчатых станций из сборного железобетона могут быть применены два способа производства работ — горный и комбинированный.

Горный способ основан на проходке боковых штолен с возведением в них опор и разработке всей сводовой части на полный профиль с монтажом сборной обделки при помощи дугового блокоукладчика. В последнюю очередь разрабатывают ядро и сооружают обратный свод.

Комбинированный способ основан на проходке боковых тоннелей механизированными щитами с возведением в них стен, разработке и креплении сводовой части при помощи полущита или облегченной крепи и блокоукладчика с разработкой в последнюю очередь ядра и укладкой обратного свода.

По первому способу (рис. 538), применяемому в относительно крепких породах, горнопроходческие работы необходимо вести с наименьшим нарушением устойчивости массива. С этой целью после 28-дневной выдержки бетона в стенах выработку раскрывают на высоту, ограниченную условиями последующего монтажа обделки. Таким образом, оставляемое ядро должно быть возможно большим, а разрабатываемая часть, наоборот, — возможно меньшей. Это ведет к снижению стоимости работ.

Схема работ по сооружению односводчатой станции горным способом
Рис. 538. Схема работ по сооружению односводчатой станции горным способом

Чтобы обеспечить проектное очертание контура выработки и сохранность конструкции, следует применять гладкое взрывание с использованием электродетонаторов короткозамедленного действия. Ядро целесообразно разрабатывать после окончания всех работ в сводовой части. Это позволяет сохранить единый откаточный уровень. Применяемые при этом породопогрузочные и и транспортные средства могут быть размещены на верхней или боковых частях ядра. Последующая разработка ядра должна выполняться высокопроизводительными полноповоротными экскаваторами с предварительным рыхлением породы в случае необходимости малыми взрывами. Ввиду больших размеров сечения выработки перемещение породы на этом этапе работ можно вести по рельсовым путям с петлеобразным их расположением на подвижной плите в головной части забоя ядра. Это обеспечивает непрерывность транспортных работ. Последний этап по этой схеме осуществляют экскаватором (подчистка) и самоходным краном (укладка обратного свода). Наилучшее выполнение монтажных работ по возведению обделки может быть достигнуто применением специального блокоукладчика, например дугового с так называемым подъемным столиком или с рычажным устройством.

По второму способу (рис. 539), применяемому для достижения более высокой степени механизации работ, при сооружении односводчатой станции проходят в первую очередь два боковых тоннеля, в которых возводят опорные стены с применением пневмобетоноукладчиков или бетононасосов. Размеры поперечного сечения этих тоннелей назначают в зависимости от конструктивных размеров станционных опорных стен, зависящих в свою очередь от допускаемых давлений на породы и податливости последних при значительных нагрузках.

Схема сооружения односводчатой станции механизированным способом
Рис. 539. Схема сооружения односводчатой станции механизированным способом:
1 — блокоукладчик; 2 — привод блокоукладчика: 3 — монорельс; 4 — подкрановая балка; 5 — электрический кран

Целесообразно при проходке тоннелей использовать перегонные механизированные щиты, не требующие их монтажа и демонтажа в пределах станции, так как при их помощи могут быть сооружены и примыкающие перегонные тоннели. Для этого необходимо предусмотреть возможность поперечного перемещения перегонных щитов при помощи передвижных платформ.

Во всех случаях щитовой проходки боковых тоннелей обделка на части периметра остается в породе, а большая часть обделки подлежит разборке и повторному использованию.

Некоторый излишек в разработке породы соответственно уменьшает объем работ при разработке ядра и позволяет использовать пространство между стеной и обделкой для транспортных целей. Следует отметить в этом случае возможность параллельного ведения транспортных работ.

Организация строительно-монтажных работ по проходке сводовой части, возведению несущего свода, разработке ядра, удалению части обделки боковых тоннелей, укладке обратного свода и сооружению внутренних конструкций может быть основана на применении крупной механизации.

Основные этапы работ представлены на полусечениях (см. рис. 539):

  • А—А проходка наклонных штолен (только на начальном этапе) из боковых тоннелей и монтаж дугового блокоукладчика;
  • Б—Б — последовательный монтаж арок свода с тщательной забутовкой в пределах ширины штольни, предварительное обжатие арок при помощи одного из домкратов Фрейссине, помещенных в замковой части; разработка породы на ширину арки (0,5 м) с уборкой при помощи дуговых транспортеров;
  • В—В — нагнетание за обделку песчано-цементного раствора, напряжение свода вторым домкратом замкового блока;
  • Г—Г — разработка ядра уступами с удалением части тюбингов боковых тоннелей и погрузкой породы машинами ППМ-4 в вагонетки; монтаж обратного свода, распираемого в породу съемным домкратом;
  • ДД — монтаж внутристанционных конструкций.

Производство работ комбинированным способом позволяет достигать большой степени механизации, вести работы по параллельному графику, исключает необходимость монтажа и демонтажа перегонных щитов в пределах станции. Недостатком этого способа является то, что часть обделки перегонных тоннелей остается за опорными стенами станции.

В варианте применения станционного полущита торцовые камеры могут быть обычного или поперечного типа. В первом случае неизбежен большой объем проходческих работ, а во втором возникают производственно-конструктивные трудности, связанные с сооружением в стенах камер больших проемов.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены