§ 151. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЯ ПИЛОННОГОТИПА

Сооружение станций с обделкой из чугунных тюбингов (ч. 4)

Очень важными факторами, предотвращающими деформации станции метрополитена как пространственной конструкции, следует считать последовательность и приемы раскрытия проемов и сооружения обделки проходов. Начинать эти работы следует после окончания проходки всех трех тоннелей станции. В крепких породах допускается приступать к раскрытию проемов после проходки половины длины среднего тоннеля. Очередность ведения работ также должна быть подчинена установленному практикой правилу-вести одновременно раскрытие не более двух проемов, расположенных на противоположных сторонах тоннеля.

Раскрытие проемов осуществляют несколькими способами в зависимости от устойчивости горных пород и материала гидроизоляции проходов. Рассмотрим последовательность работ при устройстве металлической гидроизоляции проходов в условиях крепких и затем неустойчивых пород.

Металлическую гидроизоляцию составляют из отдельных последовательно свариваемых стальных листов толщиной 6—8 мм, устанавливаемых по контуру проема При этом обычный бетон заменяют песчано-цементным раствором, называемым «пескобетоном» (состав 1:3, марка 600), что позволяет применить растворонасосы. Рабочие подмости устраивают достаточно прочными для восприятия нагрузки от породы, разрабатываемой взрывным способом. Вначале сооружают верхнюю часть прохода (рис. 546), для чего необходимо удалить фигурные тюбинги 1 и 2 и средний тюбинг (СНО) 3, затем провести разработку породы буровзрывным способом с последующей установкой двух прогонов и затяжкой.

Схема сооружения проема в устойчивых породах
Рис. 546. Схема сооружения проема в устойчивых породах

Второй этап заключается в расширении калотты с постановкой четырех прогонов и последующим удалением тюбингов 4, 5, 6 и 7 в двух тоннелях, что обычно выполняют при помощи редукторных лебедок.

После этого проходческая бригада переходит к следующему проему, а ее место занимает бригада монтажников, в функции которых входит установка и сварка листов верхней части прохода с последующим нагнетанием песчано-цементного раствора.

После выдержки бетона не менее шести суток приступают к сооружению последующих двух частей прохода, для чего снимают тюбинги заполнения и ведут разработку и уборку породы.

Следующий этап заключается в установке и сварке листов и нагнетании раствора. Описанные операции повторяют и при устройстве гидроизоляции в нижней части прохода.

Весьма важную роль играют последующие контрольные испытания законченных работ. После выдержки бетона ведут контрольное нагнетание, которое

позволяет проверить качество обделки проходов. Обнаруженные пустоты заполняют через дополнительно рассверливаемые отверстия d = 19 мм. Швы обрамления подлежат чеканке.

Конечные испытания проводят сжатым воздухом под давлением 0,2 кгс/см2. Для обнаружения дефектов в гидроизоляции швы перед испытаниями промазывают мыльной эмульсией.

При сооружении проходов в условиях неустойчивых пород комплекс работ несколько усложняется. Предварительно выполняют по всей длине станции подготовительные работы: контрольное подтягивание болтов, постановку в каждом пилоне трех стяжек на уровне диаметра, а против проема — трех парных стяжек по хордам, а также устройство скипов и подмостей. В отличие от рассмотренного выше способа сооружение проходов ведут через два проема на противоположных сторонах тоннеля. Все работы ведут через узкое окно после удаления верхнего тюбинга СНО, а затем нижних. Остальные тюбинги снимают лишь после сооружения 75 % всего числа проемов.

При сооружении верхнего свода и стен обделки проходов предварительно удаляют вкладыши и средний верхний тюбинг СНО. Разработку породы ведут с расчетом установки двух прогонов 1 (рис. 547). Затем углубляют разработанную щель, подводят под прогоны две стойки 2, ведут дальнейшую разработку калотты, ставят следующие два прогона и закладную крепь. Разработкой калотты под третий комплект прогонов и их постановкой заканчиваются проходческие работы в верхней части прохода. Работы по бетонированию состоят из обычных операций. Контрольное нагнетание проводят после выстойки бетона в течение шести суток.

Схема сооружения проема в неустойчивых породах
Рис. 547. Схема сооружения проема в неустойчивых породах

При сооружении обратного свода и низа стен необходимо удалить два оставшихся в среднем ряду тюбинга СНО. После разработки породы в нижней части проема и постановки распорок ведут бетонирование нижней части прохода.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены