§ 151. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЯ ПИЛОННОГОТИПА

Сооружение станций с обделкой из сборного железобетона (ч. 2)

Общее развитие строительно-монтажных и гидроизоляционных работ следует проводить по схеме эректорной проходки.

Предварительное усиление проемных участков до их непосредственной разработки первоначально выполняют постановкой сборных железобетонных рам по контуру проема (рис. 550).

Схема предварительного усиления проема
Рис. 550. Схема предварительного усиления проема

Первой устанавливают нижнюю балку-перемычку 1, затем верхнюю 2 и, наконец, боковые стойки 3.

Основные строительно-монтажные работы по этой схеме можно вести сначала в боковых, а затем в среднем тоннеле щитовым или эректорным способом в зависимости от геологических условий.

Монтажные работы, связанные с усилением проемов, необходимо проводить после окончания контрольного нагнетания и соответствующей выстойки бетона, чтобы в основной конструкции прекратились все деформации без каких-либо нарушений ее целостности.

Монтажные работы выполняют с применением специальной рамы (рис. 551). Монтажную раму оборудуют подъемными и выдвижными приспособлениями (балками), приводимыми в действие от комплекта редукторных электролебедок и гидравлических домкратов. Такую раму в период производства монтажных работ распирают в конструкцию обделки, а после его окончания перевозят к следующему проему. После демонтажа блоков заполнения дополнительно установленная сборная железобетонная рама становится составным элементом основной конструкции станции. Поэтому включение в работу этой рамы должно быть выполнено при монтаже заклиниванием стыков с применением фибробетона.

Процесс удаления двух боковых блоков при наличии замка не представляет затруднения; никакого ослабления основной конструкции при этом не происходит, что является достоинством рассматриваемого решения.

Для преодоления указанных в § 121 конструктивных недостатков разработана и внедрена в практику видоизмененная схема конструкции усиления проемного участка, в соответствии с чем изменен состав строительно-монтажных работ. Такая видоизмененная конструктивная схема внедрена в практику строительства Киевского метрополитена. Она предусматривает при основной проходке проемных участков боковых и среднего тоннелей укладку в состав каждого кольца двух фигурных блоков, имеющих на половине длины паз. Эти пазы образуют в обделке продольную выемку на всем протяжении проемной части сверху и снизу последней.

Способ усиления проемной части заключается в том, что в пределах этой выемки сооружают на месте железобетонную балочную перемычку, которая должна воспринять нормальные силы после разобщения кольцевой обделки при раскрытии проемов.

Производственный процесс по сооружению тоннелей такой станции в основном не отличается от обычного при щитовой или эректорной проходке. Некоторое отличие заключается в способе усиления проемной части. Для большей гарантии точности монтажных работ и сохранности геометрически правильного очертания обделки на всем протяжении проемной части устанавливают поперечные стальные стяжки в один или несколько ярусов.

Арматурные и опалубочные работы и бетонирование продольных балочных перемычек проводят с использованием подвижных или стационарных подмостей. Бетонную массу подают непрерывно механизированным способом при помощи пневмобетоноукладчиков или бетононасосов. Ручное бетонирование допустимо лишь как исключение, так как приводит к большим трудовым затратам и увеличению общих сроков строительства.

Схема механизации работ по усилению проемных участков станции
Рис. 551. Схема механизации работ по усилению проемных участков станции:
1 — монтажная рама; 2 — распорные домкраты; 3 — электротельферы; 4 — балки; 5 — лебедка

Проходку среднего тоннеля можно вести лишь после достижения балочными перемычками боковых тоннелей проектной прочности. Натяжные камеры с обделкой из сборного железобетона возможно сооружать лишь после проходки боковых тоннелей. При сооружении станции с пилонами из сборного железобетона последние необходимо возводить при проходке каждого тоннеля с соблюдением следующей очередности: бетонирование и выдержка балочных перемычек в боковых тоннелях; проходка среднего тоннеля; бетонирование и выдержка балочных перемычек в среднем тоннеле; раскрытие проемов и бетонирование обделки проходов.

Работы по раскрытию проемов и сооружению обделок проходов необходимо выполнять также в определенной последовательности, обеспечивающей устойчивость массива и конструкций. К этим работам относятся: удаление верхних проемных элементов; разработка породы и крепление; установка опалубки; бетонирование свода и стен; удаление нижних проемных элементов и разработка породы; бетонирование нижних частей стены и обратного свода; нагнетание цементного раствора за обделку прохода.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены