§ 151. СООРУЖЕНИЕ ТРЕХСВОДЧАТЫХ СТАНЦИЯ ПИЛОННОГОТИПА

Сооружение станций с обделкой из сборного железобетона (ч. 1)

В основу производственной оценки возможных решений может быть принята последовательность возведения пилонов и основных конструкций. Применительно к этой последовательности приводится группировка производственно-конструктивных решений по характерным признакам.

  • 1. Сооружение пилонов в штольнях до проходки основных тоннелей (см. рис. 443). Согласно этой схеме возведение пилонов в первую очередь обеспечивает наименьшее нарушение целостности конструкции, но требует применения маломеханизированных процессов работ.
  • 2. Сооружение пилонов частично при основной проходке с последующей проходкой проемов и бетонированием пилонов. Работы согласно данной схеме соответствуют обычному способу при обделке из чугунных тюбингов. В этом отношении рассматриваемая схема может быть оценена положительно, хотя при ее применении степень ослабления, конструкции при сооружении проемов несколько больше, чем в предыдущей.
  • 3. Параллельное сооружение основных тоннелей, пилонов и проемов. Разработку породы в забое с учетом размещения и монтажа сборных пилонов ведут одновременно с сооружением основной конструкции тоннелей эректором. Это дает гарантию единства работ конструкции, но требует принятия мер против повреждения пилонов при ведении взрывных работ.
  • 4. Сооружение пилонов при основной проходке с последующим усилением проемных участков. Работы по этой схеме можно выполнять с применением усиливающих элементов как сборной, так и монолитной конструкции.

В последнем случае трудно обеспечить одинаковую жесткость основной конструкции и дополнительных элементов ее усиления.

Сооружение станций метрополитенов из сборного железобетона в устойчивых породах (рис. 548) по первой схеме отличается определенностью и четкостью производственных процессов и статической работы конструкций на всех фазах строительства. При этом необходимо по возможности упразднить главный недостаток этой схемы — малую степень механизации.

Схема сооружения пилонов до проходки основных тоннелей станции
Рис. 548. Схема сооружения пилонов до проходки основных тоннелей станции:
IVI — этапы проходческих работ; I'— бетонирование

Проходка двухъярусных штолен общей высотой 6,6 м и средней шириной 4 м может быть механизирована путем применения проходческого агрегата — так называемого «щелевого» щита. Штольневую металлическую или железобетонную крепь устанавливают специальными подъемниками.

Процесс бетонирования наиболее эффективен при металлической сборной опалубке и подаче бетона при помощи пневмобетоноукладчиков, опыт эксплуатации которых показал надежность и простоту их работы, а также высокую степень уплотнения бетона. Узость фронта работ требует ведения бетонирования отступающим забоем.

После 28-дневной выдержки бетона пилонов может быть осуществлена с опережением на 25—30 м эректорная проходка боковых тоннелей с одновременной разборкой штольневой крепи.

Монтаж железобетонных блоков эректором обычного рычажного типа необходимо производить с высокой точностью, в особенности в местах примыкания к пилонам.

Средний тоннель может быть пройден в один или два этапа тем же эректором. Характер развития всего комплекса работ по длине тоннеля в основном аналогичен известной схеме эректорной проходки.

Способ параллельного сооружения основных тоннелей станции, пилонов и проемов (рис. 549) применим только в крепких устойчивых породах, в которых нет необходимости крепить забои в тоннелях и проемах. Особенность проходческих работ при несимметричном очертании выработки заключается в необходимости ведения буровзрывных работ в два приема.

Схема параллельного сооружения основных тоннелей, пилонов и проемов
Рис. 549. Схема параллельного сооружения основных тоннелей, пилонов и проемов

В первую очередь разрабатывают породу основного забоя (рис. 549, а), а затем дорабатывают сторону, примыкающую к будущему среднему тоннелю. Контур дополнительной выработки включает конструктивные размеры всего пилона, благодаря чему устраняется опасная для целостности конструкций сложная доработка.

Для более точного оконтуривания выработки бурение ведут по нормали к ее продольной оси. После уборки взорванной породы и проверки профиля выработки осуществляют монтаж сборного пилона при помощи рычажного блокоукладчика (рис. 549, б). В состав пилона укладывают все прямоугольные блоки, а блоки фигурные устанавливают только со стороны главной выработки. Место, подготовленное для установки в дальнейшем симметричного фигурного блока, ограждают временной крепью.

При монтаже в пределах проема клинчатых блоков перемычки необходимо применять временное заполнение. Последнее может быть в виде сборной металлической рамы или в виде железобетонных блоков.

Погрузочно-транспортные работы, осуществляемые при помощи погрузочной машины, транспортера-перегружателя и электровозной откатки большегрузных вагонов, ведут сначала в двух боковых тоннелях с опережением 25—30 м.

Проходческие и монтажные работы, выполняемые в среднем тоннеле, менее трудоемки, так как конфигурация забоя более проста, а пилоны и проемы готовы. При монтаже элементов обделки среднего тоннеля сначала устанавливают рычажным блокоукладчиком опорные фигурные блоки марки С-8, а затем блоки основного тоннеля и убирают элементы временного заполнения проемов.

Основное достоинство этой схемы производства работ заключается в одновременности вступления в работу всей конструкции станции в целом по мере ее осуществления.

Недостатком можно считать то, что взрывные работы ведут в непосредственной близости к только что собранным из отдельных элементов конструкциям пилонов и перемычек, что требует тщательного подбора параметров буровзрывных работ.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены