§ 148. СООРУЖЕНИЕ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Станции метрополитенов при глубине их заложения до 10 м, а в единичных случаях до 20 м и более сооружают в котлованах. В зависимости от места расположения станций в городе котлован отрывают с откосами или со свайным (реже шпунтовым) креплением. Городские подземные коммуникации, расположенные в пределах котлована, перекладывают или подвешивают к крепям котлована. Ширина котлована для сооружения станции достигает 18—20 м: его крепь обычно состоит из свай—двутавровых балок №55, забиваемых на расстоянии 1,2 м одна от другой, и одного ряда расстрелов из двух связанных между собой металлических ферм. Разработку котлована для станции обычно ведут в два, а иногда в три яруса, что зависит от системы водопонижения. которое иногда нельзя осуществить сразу на нужную глубину. При этом глубина заходки первого яруса определяется уровнем грунтовых вод, от которого осуществляют погружение иглофильтров. Грунт разрабатывают экскаватором (см. рис. 526); перед укладкой бетонной подготовки дно котлована зачищаю: бульдозером.

Гидроизоляцию лотка станции наклеивают или наносят на цементно-песчаную стяжку, уложенную по бетонной подготовке, и покрывают сверху такой же стяжкой для предохранения от повреждений. Затем укладывают лотковые блоки на цементно-песчаном растворе или устанавливают арматуру и бетонируют лотковую плиту станции, по длине которой устраивают 2—4 деформационных шва. Монтаж сборной обделки станции (рис. 533) осуществляется обычно козловым и реже стреловым краном. Кран перемещается по рельсам, уложенным на бровках котлована. Тем же краном и одновременно с обделкой собирают внутренние конструкции станции — путевые и подплатформенные стены и пассажирскую платформу.

Монтаж сборной обделки станции
Рис. 533. Монтаж сборной обделки станции

При сборке обделки применяют монтажные тележки, передвигающиеся по лотковой плите и предназначенные для выверки правильности положения блоков обделки и соединения их между собой сваркой закладных деталей.

Колонны, стеновые блоки и прогоны удерживаются краном до окончания процесса подклинки и сварки закладных деталей. После выверки правильности положения элементов обделки все швы между ними заливают цементно-песчаным раствором. Устойчивость станции до ее засыпки грунтом обеспечивается постановкой временных связей.

Гидроизоляцию стен и перекрытия станции выполняют после окончания монтажа всех конструкций и их замоноличивания; ее наклеивают или наносят на наружные поверхности стен и по перекрытию, покрытому предварительно слоем цементно-песчаного раствора, которым создают уклоны от середины к краям для стока воды. Гидроизоляцию защищают стенками из кирпича, бетонных плит или асбестоцементных листов и армированной цементно-песчаной стяжкой толщиной 4—5 см.

Демонтаж водопонизительной установки, извлечение иглофильтров и выдергивание свай крепления котлована производят после окончания изоляционных работ.

Зазоры между стенками котлована и станционной обделкой засыпают песком с обеих сторон одновременно. Каждый слой песка толщиной 50 см поливают водой и тщательно утрамбовывают. Слой засыпки над перекрытием утрамбовывают специальными катками.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены