§ 4.3. Гидроизоляция тоннелей и других подземных выработок (ч. 3)
В гидротехнических тоннелях необходимо учитывать также интенсивное механическое воздействие наносов и кавитационную эрозию скоростного водного потока. Например, через строительный тоннель Нурекской ГЭС в 1967—1972 гг. пропускали паводки со скоростями потока 16—17 м/с, что привело к частичному разрушению его бетонной облицовки на глубину до 30 см с обнажением зерен заполнителя и арматуры («Энергетическое строительство», 1978, № 11) и потребовало большого ремонта облицовки.
Во ВНИИГе и НИС Гидропроекта проводились многолетние исследования антикавитационных полимерных покрытий, поскольку было установлено, что пластмассы лучше сопротивляются кавитационной эрозии, чем бетоны, уступая в этом отношении только стальной обшивке [26, 42]. Этими исследованиями было показано, что эпоксидные покрытия лучше других сопротивляются кавитационной эрозии (табл. 4.8), причем оказалось, что наивысшей кавитационной стойкостью обладают эпоксидно-каучуковые покрытия из краски ЭКК-200, т.е. чем выше пластификация покрытия, тем выше его кавитационная стойкость, а старение покрытия увеличивает его жесткость и снижает стойкость.
Таблица 4.8
Кавитационная стойкость эпоксидных модифицированных покрытий (по А.Н. Дыманту и Р.Е. Язену)
Вид покрытия | Скорость потока, м/с | Возраст покрытия, мес. | Время начала разрушения, ч | Вид разрушения |
Эпоксидно-каучуковое | 30 | 1,5 | 200 | Эрозии нет |
ЭКК-25 при испытании в камере Вентури | 60 | 17 | 65 | Сорвано до 40 % покрытия |
ЭКК-25 с грунтовкой | 65 | 44 — в воле | 100 | Начало эрозии — 0,1 мм |
ЭКК-25 | 65 | 34 — сухое | 27 | Покрытие сорвано на 40 % |
ЭКК-100 | 65 |
15—44 — сухое |
100 | Начало эрозии — 5 % покрытия |
ЭКК-200 | 65 |
11—44 — сухое |
100 | Эрозии нет |
Эпоксидное непластифицированное (испытание с цилиндром) | 30 | 0,5 | 18 | Начало эрозии —1,2 г |
Фурано-эпоксидное на смоле ФАЭД | 30 | 0,5 | 0,5 | Значительное разрушение |
Эпоксидно-сланцевое на смоле ЭИС | 40 | 0,5 | 10 | Появление трещин, эрозии |
Эпоксидно-олигомерное с ПДИ-ЗА | 40 | 0,5 | 13,7 | Эрозия на 0,5 мм |
Эпоксидно-полиэфирное + полиэтиленовый порошок | 40 | 0,5 | 12 | Начало эрозии — до 5 г |
Эпоксидно-полиэфирно-тиоколовое ЭПТ-5 | 40 | 1,5 | 16 | Небольшая эрозия — до 0,03 г |
Эпоксидно-полиэфирное армированное | 40 | 1,5 | 16 | Начало эрозии — до 9 г |
Следует отметить, что увеличение толщины пластифицированных покрытий повышает их кавитационную стойкость, а жестких покрытий, наоборот, — снижает, приводя к их адгезионному отрыву [42].
Об эффективности антикавитационных эпоксидных покрытий свидетельствует опыт их применения в водосборных тоннелях Нурекской ГЭС, где в 1972 г. при сбросе потока со скоростью 16—17 м/с бетонная облицовка была разрушена на глубину до 30 см с обнажением арматуры и щебня; после же нанесения эпоксидного покрытия никаких повреждений не возникало, несмотря на то, что скорости потока достигали 35—42 м/с («Энергетическое строительство», 1978, № 11).
При защите тоннелей, в том числе и гидротехнических, наиболее надежны эпоксидные пластифицированные покрытия, так как они отличаются не только высокой механической прочностью и трещиноустойчивостью, хорошей адгезией к бетонной поверхности, позволяющей им успешно сопротивляться отрывающему напору воды, но и гладкостью самого покрытия (коэффициент шероховатости меньше в 1,5—2 раза), что резко снижает гидравлические потери в тоннеле. Однако они требуют высокой гладкости основания, т.е. специального выравнивания и шпаклевки поверхности бетона; кроме того, при работах в тоннеле возникают дополнительные трудности из-за необходимости подсушки поверхности бетона, усиленной вентиляции вследствие вредности и пожароопасность операций по нанесению покрытия. Поэтому ведутся поиски более рациональных гидроизоляционных покрытий для защиты тоннелей и других подземных выработок, требующих повышенной водонепроницаемости [71].
При строительстве тоннелей и других сооружений в скальных выработках широко применяется штукатурная гидроизоляция из цементного торкрета, которая наносится прямо на скалу с последующим покрытием железобетонной облицовкой (рис. 4.16). Например, таким способом была осуществлена гидроизоляция камеры затворов Нурекской ГЭС (рис. 4.16, а), где поверхность скалы была тщательно выровнена и покрыта цементным торкретом толщиной до 50 мм, что потребовало многослойного его нанесения и повысило стоимость покрытия до 5 руб./м2, а на некоторых участках — даже армирования торкрета металлической сеткой, с увеличением стоимости покрытия до 7 руб./м2. Кроме того, возникновение протечек вызвало необходимость в дополнительной цементации скалы за облицовкой (поз. 8 на рис. 4.16).
Однако все эти дорогостоящие мероприятия не обеспечивали в полной мере водонепроницаемость облицовок, в связи с чем стали применять дополнительные «чистые» облицовки, отводя фильтрационные воды по сложной дренажной системе в межоблицовочном пространстве. Такая система общеизвестна по станционным и эскалаторным тоннелям станций метрополитенов [31].