§ 4.2. Гидроизоляция подземных промышленных сооружений (ч. 5)
Особые случаи гидроизоляции. Они представляют значительный интерес, ибо осуществляются в наиболее сложных эксплуатационных или строительных условиях. Поэтому мы остановимся более подробно на самых характерных примерах.
Гидроизоляция сухих доков сама по себе достаточно сложна, поскольку они подвергаются переменному напору воды, воздействию переменных температур с очень быстрыми перепадами в периоды наполнения или опорожнения дока, химической агрессии морской воды и динамическим нагрузкам в период строительства или при спуске судна. Все это потребовало особенно тщательного рассмотрения вопросов гидроизоляции доков.
Уже при строительстве сухих доков в Мурманске П.Д. Глебов предложил для их защиты литую гидроизоляцию из асфальтовой мастики, заливаемой в горячем состоянии за деревянную опалубку из сосновых брусьев. Такая гидроизоляция служит более 45 лет без ремонта — лишь в отдельных местах были заменены подгнившие брусья [39]. Ее осуществляли с внутренней поверхности камеры дока, благодаря чему она служила одновременно и теплоизоляцией бетона его стенок, защитив недостаточно морозостойкий литой бетон от размораживания. В основании дока гидроизоляция была выполнена из пластичного песчаного асфальта следующего состава: 10—12 % битума БНД 40/60, 26—27 % портландцемента, 61—62 % среднезернистого песка.
Стенки доков со стороны грунтовой засыпки были изолированы окраской горячей асфальтовой мастикой из 35—40 % битума БНД 40/60, 5—10 % коротковолокнистого асбеста и 55— 65 % среднезернистого песка, а для гидроизоляции междоковой насосной станции впервые в мире был применен штукатурный асфальт из 20 % битума БНД 40/60,5 % асбеста, 30 % портландцемента и 45 % песка. Следует отметить особенно высокую надежность асфальтовой гидроизоляции, так как грунтовые воды отличаются здесь интенсивной углекислой и общекислотной агрессивностью с рН до 1,2. Данный пример убедительно подтверждает надежность и долговечность такой гидроизоляции.
Известен пример еще более долговременной гидроизоляции на судоремонтном доке в Кронштадте — литая гидроизоляция из природного ганноверского асфальта с защитой каменной кладкой и дубовыми брусьями. При ее осуществлении в 1874 — 1878 гг. был учтен опыт гидроизоляции подземных частей зданий Зимнего дворца и Публичной библиотеки, изолированных в 1864—1868 гг. тем же асфальтом. Все эти покрытия эксплуатируются без ремонта свыше 100 лет и свидетельствуют об удивительной долговечности литых асфальтов.
Данный опыт был также использован для гидроизоляции в 1937—1939 гг. сухих доков в Комсомольске-на-Амуре. Вследствие очень суровых климатических условий района (минимум зимних температур до –55° С) здесь были применены впервые в Советском Союзе резинобитумные мастики, а на нетрещиноустойчивых участках — асфальтовые армированные маты [39].
Литая гидроизоляция отличается еще одним достоинством — ее можно выполнять в любых погодных условиях при низких температурах и на замороженной поверхности бетона, что очень важно для строительства объектов на Крайнем Севере и Дальнем Востоке.
Одно из конструктивных решений защиты сухого дока литой асфальтовой гидроизоляцией приведено на рис. 4.10. Уже накоплен значительный положительный опыт применения холодной асфальтовой гидроизоляции на доках (рис. 4.9), однако при устройстве этих покрытий зимой возникают большие трудности, как правило, снижается их адгезия к стенам, что вынуждает оттаивать и очищать бетон, осуществлять покрытия в тепляках; поэтому для особо ответственных сооружений в северных районах целесообразна литая гидроизоляция.
На рис. 4.10 (узел А) в качестве примера представлена конструкция гидроизоляции на горизонтальных и слабонаклонных участках, где возможны просадки грунтовой засыпки, с защитой заанкеренной бетонной армированной подготовкой, обеспечивающей целостность гидроизоляции при просадке грунта. Такое решение усложняет конструкцию гидроизоляции, но зато гарантирует надежность покрытия.