§ IV.5. МОНТАЖ СБОРНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ ФУНДАМЕНТОВ (ч. 1)

Разбивка сборных ленточных фундаментов начинается с того, что на обноске натягивают проволоку для определения осей здания. Затем укладывают угловые фундаментные блоки и на расстоянии 15 мм от них — маячные блоки. Между угловыми и маячными блоками по линии фундамента на расстоянии 5 мм от его грани натягивают проволоку-причалку, по которой устанавливают промежуточные блоки. Схема разбивки под монтаж ленточных фундаментов приведена на рис. IV-21.

Схема разбивки сборного ленточного фундамента
Рис. IV-21. Схема разбивки сборного ленточного фундамента
1 — инвентарная обноска; 2 — проволока по оси торцовой стены; 3 — проволока по оси продольной стены; 4 — причалка; 5 — ось фундамента

Одновременно с укладкой маячных блоков в плане нивелируют их положение по вертикали, устанавливая нивелировочную рейку дважды на каждом блоке на концах осевой линии. Отклонения от проектных отметок не должны превышать ±10 мм.

Сборные ленточные фундаменты монтируются по тем же технологическим схемам, что и отдельные сборные фундаменты. Разница состоит в том, что первая схема применяется значительно реже, так как при устройстве перекрестных лент дно котлована оказывается в большинстве случаев недоступным для движения монтажного крана. Работа по этой схеме оказывается возможной лишь в тех случаях, когда кран ведет монтаж ленточных фундаментов «на себя» и фундаментные траншеи отрываются непосредственно перед монтажом очередного участка фундамента. Такой метод оказывается иногда целесообразным при монтаже ленточных фундаментов в холодное время года.

Монтаж сборных элементов подземной части зданий выполняется гусеничными, пневмоколеснымй или стреловыми и башенными кранами на рельсовом ходу. Гусеничные и пневмоколесные краны рекомендуется применять для жилых зданий башенного типа с числом секций 1—3.

Для монтажа элементов подземной части более протяженных зданий могут быть рекомендованы стреловые краны на рельсовом ходу (рис. IV-22).

Большой грузовой момент и значительная грузоподъемность на наибольшем вылете крюка дают возможность монтировать этими кранами все сборные элементы при расположении крана с одной стороны котлована. Это обстоятельство позволяет существенно сократить потребную площадь прирельсового склада и протяженность дорог для подъезда панелевозов.

Стреловой кран МСТК-90 на рельсовом ходу
Рис. IV-22. Стреловой кран МСТК-90 на рельсовом ходу

Рельсовые стреловые краны могут перемещаться вдоль пути с подвешенным грузом, благодаря чему их производительность на монтаже сборных элементов на 20% выше, чем у гусеничных и пневмоколесных.

Технические характеристики этих кранов, выпускаемых промышленностью (краны КС-100 и КБ-404) и строительными организациями, приведены в табл. IV-12.

Таблица IV-12

Технические характеристики стреловых кранов на рельсовом ходу («нулевого цикла»)

Показатель Марка крана
КС-100 МБСТК-80/100 МСТК-90/7.6 КВ-404
типоразмеры Типоразмеры
I II I II III IV
Длина стрелы, м 24,5 19,4 18,65 36 28,9 21,8 14,7
Грузоподъемность при:
   наибольшем вылете крюка, т
   наименьшем вылете крюка, т
 
5
5
 
3,5
6
 
5
7,7
 
4,5
7,6
 
5
8
 
8
10
 
12,5
20
 
15
20
Вылет:
   наибольший, м
   наименьший, м
 
19,5
10
 
25,17
22—12,5
 
20—15
15—10
 
19,4—14
14—10
 
37,25
25—16
 
30—25
15—12
 
19—12
12—9,5
 
18,5—10
10—7
Высота подъема блока при вылете крюка:
   наибольшем, м
   наименьшем, м
 
5,5
17
 
5
20
 
3,5
16
 
12,49—3,9
15,14—12,42
 
8
32
 
6,4
26
 
12
19
 
7,7
12,5
Ширина колеи, м 4,5 5 5 5 6 6 6 6
База крана, м 4,5 5 5 5 6 6 6 6
Скорости:
   подъема крюка, м/мин
   опускания крюка, м/мин
   поворота крюка, об/мин
   передвижения крана, м/мин
 
20
20
0,7
30
 
10
2; 10
0,74
32,7
 
10
2; 10
0,74
32,7
 
10
2; 10
0,74
30
 
20
20; 5
0,6
58
 
20
20; 5
0,6
58
 
10
10; 25
0,6
58
 
10,5
10; 25; 1,8
0,6
58
Установленная мощность, кВт 32,7 32,7 32,7 32,7 58 58 58 58
Общий вес крана, кН
В том числе:
   вес противовеса, кН
465
 
244
453
 
215
449
 
215
400
 
160
365
 
520
857
 
520
852
 
520
846 

520—424
 

К работам по монтажу ленточных фундаментов разрешается приступать только после выполнения всех земляных работ и разбивки осей фундаментов. Случайные переборы грунта, допущенные при рытье котлованов под фундаменты, должны быть заполнены сухим песком, гравием или щебнем слоями толщиной не более 10 см с тщательной трамбовкой засыпки. Разжиженный грунт и вода в основании фундаментов, образовавшиеся в результате действия атмосферных осадков и грунтовых вод, должны быть удалены со дна котлована или траншеи, а грунт уплотнен втрамбовыванием в него щебня, гравия или крупного песка слоями толщиной 6—8 см.

Фундаментные блоки складываются в штабеля не более чем в 4 ряда. Общая высота штабеля должна быть не более 2,5 м. Штабели следует располагать вне призмы обрушения, но не ближе 1 м от бровки котлована.

Расстояние от складируемых элементов до края дорог должно быть также не менее 1 м. Нельзя приваливать (опирать) материалы, детали и элементы к заборам и стенам траншей.

Блоки необходимо укладывать в штабеля так, чтобы их маркировки были обращены в сторону проезда или прохода между штабелями. При складировании блоков следует обеспечить возможность беспрепятственного подъема их из штабелей и безопасность работы монтажников.

Расстояние между смежными штабелями должно быть не менее 20 см. В продольном направлении следует устраивать через каждые два штабеля проходы шириной не менее 0,7 м. Поперечные проходы шириной 1 м необходимо устраивать не реже чем через 25 м.

Запрещается складировать блоки и другие элементы на крановых путях, а также между наружными стенами зданий и путями.

Отклонения проектных размеров блоков не должны превышать: по длине ±15 мм; по ширине ±15 мм; по толщине ±10 мм.

Перед укладкой блоки должны быть тщательно очищены от грязи и наледи, подъемные петли выправлены, металлические закладные части очищены от ржавчины.

Фундаментные блоки поднимают двух- или четырех-ветвенным стропом. Блок, подаваемый краном, следует остановить на высоте 0,2—0,3 м над местом установки, развернуть в необходимом направлении и плавно опустить. При этом следует контролировать: маячные блоки-подушки — по двум взаимно перпендикулярным причалкам; рядовые блоки-подушки — по причалке и монтажному зазору между устанавливаемым и уже поставленным смежным блоком.

Смородинов М.И. Справочник по общестроительным работам. Основания и фундаменты