§ IV.5. МОНТАЖ СБОРНЫХ ЛЕНТОЧНЫХ ФУНДАМЕНТОВ (ч. 1)
Разбивка сборных ленточных фундаментов начинается с того, что на обноске натягивают проволоку для определения осей здания. Затем укладывают угловые фундаментные блоки и на расстоянии 15 мм от них — маячные блоки. Между угловыми и маячными блоками по линии фундамента на расстоянии 5 мм от его грани натягивают проволоку-причалку, по которой устанавливают промежуточные блоки. Схема разбивки под монтаж ленточных фундаментов приведена на рис. IV-21.
Одновременно с укладкой маячных блоков в плане нивелируют их положение по вертикали, устанавливая нивелировочную рейку дважды на каждом блоке на концах осевой линии. Отклонения от проектных отметок не должны превышать ±10 мм.
Сборные ленточные фундаменты монтируются по тем же технологическим схемам, что и отдельные сборные фундаменты. Разница состоит в том, что первая схема применяется значительно реже, так как при устройстве перекрестных лент дно котлована оказывается в большинстве случаев недоступным для движения монтажного крана. Работа по этой схеме оказывается возможной лишь в тех случаях, когда кран ведет монтаж ленточных фундаментов «на себя» и фундаментные траншеи отрываются непосредственно перед монтажом очередного участка фундамента. Такой метод оказывается иногда целесообразным при монтаже ленточных фундаментов в холодное время года.
Монтаж сборных элементов подземной части зданий выполняется гусеничными, пневмоколеснымй или стреловыми и башенными кранами на рельсовом ходу. Гусеничные и пневмоколесные краны рекомендуется применять для жилых зданий башенного типа с числом секций 1—3.
Для монтажа элементов подземной части более протяженных зданий могут быть рекомендованы стреловые краны на рельсовом ходу (рис. IV-22).
Большой грузовой момент и значительная грузоподъемность на наибольшем вылете крюка дают возможность монтировать этими кранами все сборные элементы при расположении крана с одной стороны котлована. Это обстоятельство позволяет существенно сократить потребную площадь прирельсового склада и протяженность дорог для подъезда панелевозов.
Рельсовые стреловые краны могут перемещаться вдоль пути с подвешенным грузом, благодаря чему их производительность на монтаже сборных элементов на 20% выше, чем у гусеничных и пневмоколесных.
Технические характеристики этих кранов, выпускаемых промышленностью (краны КС-100 и КБ-404) и строительными организациями, приведены в табл. IV-12.
Таблица IV-12
Технические характеристики стреловых кранов на рельсовом ходу («нулевого цикла»)
Показатель | Марка крана | |||||||
КС-100 | МБСТК-80/100 | МСТК-90/7.6 | КВ-404 | |||||
типоразмеры | Типоразмеры | |||||||
I | II | I | II | III | IV | |||
Длина стрелы, м | – | 24,5 | 19,4 | 18,65 | 36 | 28,9 | 21,8 | 14,7 |
Грузоподъемность при: наибольшем вылете крюка, т наименьшем вылете крюка, т |
5 5 |
3,5 6 |
5 7,7 |
4,5 7,6 |
5 8 |
8 10 |
12,5 20 |
15 20 |
Вылет: наибольший, м наименьший, м |
19,5 10 |
25,17 22—12,5 |
20—15 15—10 |
19,4—14 14—10 |
37,25 25—16 |
30—25 15—12 |
19—12 12—9,5 |
18,5—10 10—7 |
Высота подъема блока при вылете крюка: наибольшем, м наименьшем, м |
5,5 17 |
5 20 |
3,5 16 |
12,49—3,9 15,14—12,42 |
8 32 |
6,4 26 |
12 19 |
7,7 12,5 |
Ширина колеи, м | 4,5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
База крана, м | 4,5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Скорости: подъема крюка, м/мин опускания крюка, м/мин поворота крюка, об/мин передвижения крана, м/мин |
20 20 0,7 30 |
10 2; 10 0,74 32,7 |
10 2; 10 0,74 32,7 |
10 2; 10 0,74 30 |
20 20; 5 0,6 58 |
20 20; 5 0,6 58 |
10 10; 25 0,6 58 |
10,5 10; 25; 1,8 0,6 58 |
Установленная мощность, кВт | 32,7 | 32,7 | 32,7 | 32,7 | 58 | 58 | 58 | 58 |
Общий вес крана, кН В том числе: вес противовеса, кН |
465 244 |
453 215 |
449 215 |
400 160 |
365 520 |
857 520 |
852 520 |
846 520—424 |
К работам по монтажу ленточных фундаментов разрешается приступать только после выполнения всех земляных работ и разбивки осей фундаментов. Случайные переборы грунта, допущенные при рытье котлованов под фундаменты, должны быть заполнены сухим песком, гравием или щебнем слоями толщиной не более 10 см с тщательной трамбовкой засыпки. Разжиженный грунт и вода в основании фундаментов, образовавшиеся в результате действия атмосферных осадков и грунтовых вод, должны быть удалены со дна котлована или траншеи, а грунт уплотнен втрамбовыванием в него щебня, гравия или крупного песка слоями толщиной 6—8 см.
Фундаментные блоки складываются в штабеля не более чем в 4 ряда. Общая высота штабеля должна быть не более 2,5 м. Штабели следует располагать вне призмы обрушения, но не ближе 1 м от бровки котлована.
Расстояние от складируемых элементов до края дорог должно быть также не менее 1 м. Нельзя приваливать (опирать) материалы, детали и элементы к заборам и стенам траншей.
Блоки необходимо укладывать в штабеля так, чтобы их маркировки были обращены в сторону проезда или прохода между штабелями. При складировании блоков следует обеспечить возможность беспрепятственного подъема их из штабелей и безопасность работы монтажников.
Расстояние между смежными штабелями должно быть не менее 20 см. В продольном направлении следует устраивать через каждые два штабеля проходы шириной не менее 0,7 м. Поперечные проходы шириной 1 м необходимо устраивать не реже чем через 25 м.
Запрещается складировать блоки и другие элементы на крановых путях, а также между наружными стенами зданий и путями.
Отклонения проектных размеров блоков не должны превышать: по длине ±15 мм; по ширине ±15 мм; по толщине ±10 мм.
Перед укладкой блоки должны быть тщательно очищены от грязи и наледи, подъемные петли выправлены, металлические закладные части очищены от ржавчины.
Фундаментные блоки поднимают двух- или четырех-ветвенным стропом. Блок, подаваемый краном, следует остановить на высоте 0,2—0,3 м над местом установки, развернуть в необходимом направлении и плавно опустить. При этом следует контролировать: маячные блоки-подушки — по двум взаимно перпендикулярным причалкам; рядовые блоки-подушки — по причалке и монтажному зазору между устанавливаемым и уже поставленным смежным блоком.