§ IV.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ЗДАНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ОСНОВАНИИ
Наибольшее распространение имеют три технологические схемы выполнения работ по устройству подземной части зданий, отличающиеся друг от друга размещением средств механизации и характером их движения. При производстве работ по первой технологической схеме средства механизации размещаются на дне котлована, непосредственно у возводимой конструкции (рис. IV-2); по второй — у бровки котлована и движутся вокруг котлована по его периметру (рис. IV-3); по третьей — тоже у бровки котлована, но движутся лишь по одной его стороне (рис. IV-4).
При возведении зданий сложной конфигурации третья технологическая схема может заменяться подковообразной (рис. IV-5). Закругление подкрановых путей позволяет при вылете крюка в 20—25 м обеспечить одним краном монтаж всех частей П-образного и других зданий, сложных в плане. При этом радиусы закруглений рельсов принимаются обычно минимальными, что требует обеспечения высокого качества и точности укладки подкрановых путей и тщательной их эксплуатации.




Выбор схем определяется конкретными условиями производства работ и наличным парком строительных машин. Для монтажа подземной части зданий из сборных элементов на ленточных сборных фундаментах может оказаться в ряде случаев эффективной схема, предусматривающая использование в качестве монтажного механизма козлового крана (портального типа) (рис. IV-6). Требуемая величина вылета крюка монтажных кранов, бетоноукладчиков и других машин зависит от выбранной технологической схемы, расположения строительных конструкций в плане, размера базы или ширины колеи машины и допускаемой крутизны откоса котлована или траншеи. Допускаемая крутизна откосов в различных грунтовых условиях по СНиП 3.02.01-87 приведена в табл. IV-2.

Таблица IV-2
Допускаемая крутизна откосов котлованов и траншей (СНиП 3.02.01-87)
Грунты | Глубина выемки, м, до | |||||
1,5 | 3 | 5 | ||||
Угол между направлением откоса и горизонталью, град | Отношение высоты откоса к его заложению | Угол между направлением откоса и горизонталью, град | Отношение высоты откоса к его заложению | Угол между направлением откоса и горизонталью, град | Отношение высоты откоса к его заложению | |
Насыпные | 56 | 1:0,67 | 45 | 1:1 | 38 | 1:1,25 |
Песчаные и гравелистые, влажные (ненасыщенные) | 63 | 1:0,5 | 45 | 1:1 | 45 | 1:1 |
Глинистые: супесь суглинок глина лессовый сухой |
76 90 90 90 |
1:0,25 1:0 1:0 1:0 |
56 63 76 63 |
1:0,67 1:0,5 1:0,25 1:0,5 |
50 53 63 63 |
1:0,85 1:0,75 1:0,5 1:0,5 |
Моренные: песчаные и супесчаные суглинистые |
76 78 |
1:0,25 1:0,2 |
60 63 |
1:0,57 1:0,5 |
53 57 |
1:0,75 1:0,65 |
Примечания: 1. При напластовании различных видов грунта крутизну откоса для всех пластов надлежит назначать по более слабому виду грунта 2. К насыпным относятся грунты, пролежавшие в отвалах менее шести месяцев и не подвергающиеся искусственному уплотнению (проездом, укаткой и т.п.). |
Схемы устройства подкрановых путей приведены на рис. IV-7 и IV-8. Наименьшее допустимое расстояние K по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших к выемке опор машины приведено по данным СНиП 12-04-2002 в табл. IV-3.


Таблица IV-3
Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших опор машин K
Глубина выемки, м | Грунт ненасыпной | ||||
песчаный и гравийный | супесчаный | суглинистый | глинистый | лессовый сухой | |
1 2 3 4 5 |
1,5 3 4 5 6 |
1,25 2,4 3,6 4,4 5,3 |
1 2 3,25 4 4,75 |
1 1,5 1,75 3 3,5 |
1 2 2,5 3 3,5 |
Для упрощения расчетов потребного вылета крюка кранов на рис. IV-9 и IV-10 приведены номограммы, с помощью которых можно определить допускаемые наименьшие расстояния В от оси вращения колесного и гусеничного (см. рис. IV-9) или (см. рис. IV-10) крана на рельсовом ходу до основания откоса котлована или траншеи.


На номограммах справа нанесены наклонные линии, характеризующие зависимость величины горизонтального откоса от глубины траншеи при различной крутизне откоса. Левее отложено минимально допустимое расстояние от бровки котлована (траншеи) до ребра опрокидывания крана (см. рис. IV-9) или до оси ближайшего к откосу подкранового рельса (см. рис. IV-10).
Пример пользования номограммой: требуется определить минимально допустимое расстояние от оси вращения крана КС-100 с шириной колеи 4,5 м до откоса котлована глубиной 2 м, разработанного в песчаном грунте естественной влажности. По табл. IV-2 определяем, что допустимая крутизна откоса такого котлована должна быть не менее 1:1. Находим на номограмме (рис. IV-10) по вертикальной шкале точку, соответствующую глубине котлована Н = 2 м. Одну ножку циркуля ставим на точку пересечения горизонтальной линии, проходящей через H = 2 м, с наклонной прямой, соответствующей крутизне откоса 1 : 1, а вторую ножку ставим на точку пересече ния горизонтали H = 2 м с вертикальной линией, соответствующей ширине колеи крана B = 4,5 м.
Полученный раствор циркуля переносим на нижнюю шкалу номограммы, по которой определяем расстояние от оси вращения крана до основания откоса котлована, равное в рассматриваемом примере 4,7 м. Для определения полной величины вылета крюка крана к полученному значению l = 4,7 м следует прибавить расстояние от откоса котлована до оси наиболее удаленного элемента.
Технические характеристики кранов с указанием размеров ширины их колеи и базы приведены в табл. IV-4—IV-6.
Таблица IV-4
Общие данные по рельсовым путям основных типов строительных башенных кранов
Марка крана | Колея А и допуск, мм | Разность отметок рельсов при допускаемом поперечном уклоне, мм (не более) | Радиус криволинейного участка пути, м | Минимальное расстояние Б от оси пути до здания, мм | Ширина земляного полотна В (рис. IV-7) при балластной призме, мм | ||
при укладке | при эксплуатации | из песка и гранулированного металлургического шлака | из щебня и гравия | ||||
С-391 | 2500 + 3 | 10 | 25 | 5,5 | 2700 | 5650 | 5500 |
КБ-16 | 2800 ± 3 | 12 | 28 | 7 | 3100 | 6200 | 6050 |
БК-2 | 3200 ± 3 | 13 | 32 | – | 2500 | 6350 | 5650 |
С-390 | 3000 ± 3 | 12 | 30 | 8 | 3700 | 7000 | 6800 |
БК-215 | 3400 ± 4 | 14 | 34 | – | 3500 | 6900 | 6750 |
КБ-60 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | 6 | 3700 | 7600 | 7350 |
Т-178 | 3500 ± 4 | 14 | 35 | – | 3100 | 6650 | 6400 |
КТС-5-10 | 4500 ± 5 | 19 | 45 | – | 5200 | 9250 | 8550 |
МСК-5/20 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | 4,7 | 4100 | 8000 | 7700 |
МБТК-80 | 5000 ± 5 | 21 | 50 | 6 | 4400 | 8700 | 8550 |
С-419 | 3795 ± 4 | 16 | 38 | 10 | 2700 | 7350 | 6900 |
КБ-100 | 4500 ± 5 | 19 | 45 | 7 | 4200 | 8350 | 8100 |
Т-226 | 4500 ± 5 | 19 | 45 | 7 | 4600 | 8750 | 8500 |
МСК-8/20 (МСК-7,5/20) | 5000 ± 5 | 21 | 50 | 4,7 | 4800 | 9300 | 9050 |
МСК 3-5/20 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | 25 | 4000 | 8000 | 7600 |
С-464 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | 7 | 4200 | 8200 | 7950 |
М-3-5-5 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | – | 3700 | 7600 | 7350 |
БК-5-248 | 5000 ± 5 | 21 | 50 | – | 3700 | 8550 | 8100 |
М-3-5-10 | 6000 ± 6 | 25 | 60 | – | 4300 | 9550 | 9100 |
КБ-160-2 | 6000 ± 6 | 25 | 60 | 7 | 4500 | 9750 | 9250 |
СБК-1 (БКСМ-3, Т-128) | 3795 ± 4 | 16 | 38 | 25 | 3100 | 7150 | 6750 |
СБК-1M ЦЭКБ НИИОМТП | 3795 ± 4 | 16 | 38 | 25 | 4700 | 8400 | 8200 |
БКСМ-5-5А | 4500 ± 5 | 19 | 45 | 12 | 3800 | 8050 | 7700 |
КТС-3-5 | 4000 ± 4 | 16 | 40 | – | 4700 | 8500 | 8300 |
Т-228 | 6000 ± 6 | 25 | 60 | 25 | 4400 | 9750 | 9250 |
БКСМ-7-5 | 4500 ± 5 | 19 | 45 | 12 | 4400 | 8650 | 8400 |
Таблица IV-5
База и колея гусеничных монтажных кранов
Марка крана | База, м | Колея, м |
МКГ-6,3 | 3,23 | 3,0 |
МКГ-10А | 3,64 | 3,2 |
МКГ-16 | 3,68 | 3,2 |
МКГ-16М | 3,745 | 3,2 |
МКГ-25 | 3,75 | 3,21 |
МКГ-25БР | 4,6 | 4,3 |
РДК-25 | 3,75 | 3,22 |
Э-652А | 3,42 | 2,82 |
Э-10011А | 3,86 | 3 |
Э-1258 | 3,3 | 3,2 |
Таблица IV-6
База и колея колесных монтажных кранов
Марка крана | База, м | Колея, м |
Расстояние между аутригерами, м |
|
передних колес | задних колес | |||
Краны пневмоколесные МКП-10 МКП-16 КС-4362 (К-166) КС-436 (К-161) МКП-25 КС-5361 (К-255) |
3,8 4,1 4,1 4,1 5 4,95 |
2,52 2,45 2,4 2,4 2,45 3,15 |
2,41 3,2 3,15 3,15 2,45 3,15 |
– 3,6 3,6 3,6 4,4 4,5 |
Краны автомобильные МКА-6,3 КС-2561Д (К-61) К-64 К-67 МКА-10М К-162 МКА |
3,8 3,8 3,85 3,85 3,85 5,75 5,75 |
1,7 1,79 1,95 1,95 1,95 1,95 1,95 |
1,79 1,79 1,9 1,9 1,95 1,92 1,92 |
– 3,6 3,45 3,45 4,4 – 4,4 |