§ IV.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДЗЕМНОЙ ЧАСТИ ЗДАНИЙ НА ЕСТЕСТВЕННОМ ОСНОВАНИИ

Наибольшее распространение имеют три технологические схемы выполнения работ по устройству подземной части зданий, отличающиеся друг от друга размещением средств механизации и характером их движения. При производстве работ по первой технологической схеме средства механизации размещаются на дне котлована, непосредственно у возводимой конструкции (рис. IV-2); по второй — у бровки котлована и движутся вокруг котлована по его периметру (рис. IV-3); по третьей — тоже у бровки котлована, но движутся лишь по одной его стороне (рис. IV-4).

При возведении зданий сложной конфигурации третья технологическая схема может заменяться подковообразной (рис. IV-5). Закругление подкрановых путей позволяет при вылете крюка в 20—25 м обеспечить одним краном монтаж всех частей П-образного и других зданий, сложных в плане. При этом радиусы закруглений рельсов принимаются обычно минимальными, что требует обеспечения высокого качества и точности укладки подкрановых путей и тщательной их эксплуатации.

Первая технологическая схема
Рис. IV-2. Первая технологическая схема
Вторая технологическая схема
Рис. IV-3. Вторая технологическая схема
Третья технологическая схема
Рис. IV-4. Третья технологическая схема
Четвертая технологическая схема
Рис. IV-5. Четвертая технологическая схема

Выбор схем определяется конкретными условиями производства работ и наличным парком строительных машин. Для монтажа подземной части зданий из сборных элементов на ленточных сборных фундаментах может оказаться в ряде случаев эффективной схема, предусматривающая использование в качестве монтажного механизма козлового крана (портального типа) (рис. IV-6). Требуемая величина вылета крюка монтажных кранов, бетоноукладчиков и других машин зависит от выбранной технологической схемы, расположения строительных конструкций в плане, размера базы или ширины колеи машины и допускаемой крутизны откоса котлована или траншеи. Допускаемая крутизна откосов в различных грунтовых условиях по СНиП 3.02.01-87 приведена в табл. IV-2.

Схема с использованием козлового крана
Рис. IV-6. Схема с использованием козлового крана

Таблица IV-2

Допускаемая крутизна откосов котлованов и траншей (СНиП 3.02.01-87)

Грунты Глубина выемки, м, до
1,5 3 5
Угол между направлением откоса и горизонталью, град Отношение высоты откоса к его заложению Угол между направлением откоса и горизонталью, град Отношение высоты откоса к его заложению Угол между направлением откоса и горизонталью, град Отношение высоты откоса к его заложению
Насыпные 56 1:0,67 45 1:1 38 1:1,25
Песчаные и гравелистые, влажные (ненасыщенные) 63 1:0,5 45 1:1 45 1:1
Глинистые:
   супесь
   суглинок
   глина
   лессовый сухой
 
76
90
90
90
 
1:0,25
1:0
1:0
1:0
 
56
63
76
63
 
1:0,67
1:0,5
1:0,25
1:0,5
 
50
53
63
63
 
1:0,85
1:0,75
1:0,5
1:0,5
Моренные:
   песчаные и супесчаные
   суглинистые
 
76
78
 
1:0,25
1:0,2
 
60
63
 
1:0,57
1:0,5
 
53
57
 
1:0,75
1:0,65
Примечания:
1. При напластовании различных видов грунта крутизну откоса для всех пластов надлежит назначать по более слабому виду грунта
2. К насыпным относятся грунты, пролежавшие в отвалах менее шести месяцев и не подвергающиеся искусственному уплотнению (проездом, укаткой и т.п.).

Схемы устройства подкрановых путей приведены на рис. IV-7 и IV-8. Наименьшее допустимое расстояние K по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших к выемке опор машины приведено по данным СНиП 12-04-2002 в табл. IV-3.

Профиль земляного полотна рельсового пути у откоса котлована
Рис. IV-7. Профиль земляного полотна рельсового пути у откоса котлована
а — для кранов с размером колеи ≤ 5000 мм; б — для кранов с размером колеи > 5000 мм
Профиль рельсового пути на деревянных шпалах
Рис. IV-8. Профиль рельсового пути на деревянных шпалах
а — при колее ≤ 5000 мм; б — при колее > 5000 мм; 1 — котлован; А — размер колеи; Д и Г — ширина призмы поверху; l — расстояние от основания балластной призмы до края дна котлована; hк — глубина котлована; hб — высота слоя балласта

Таблица IV-3

Наименьшее допустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших опор машин K

Глубина выемки, м Грунт ненасыпной
песчаный и гравийный супесчаный суглинистый глинистый лессовый сухой
1
2
3
4
5
1,5
3
4
5
6
1,25
2,4
3,6
4,4
5,3
1
2
3,25
4
4,75
1
1,5
1,75
3
3,5
1
2
2,5
3
3,5
 

Для упрощения расчетов потребного вылета крюка кранов на рис. IV-9 и IV-10 приведены номограммы, с помощью которых можно определить допускаемые наименьшие расстояния В от оси вращения колесного и гусеничного (см. рис. IV-9) или (см. рис. IV-10) крана на рельсовом ходу до основания откоса котлована или траншеи.

Номограмма для определения расстояния от оси вращения крана до основания откоса котлована
Рис. IV-9. Номограмма для определения расстояния от оси вращения гусеничного (колесного) крана до основания откоса котлована (траншеи)
Номограмма для определения расстояния от оси вращения крана на рельсовом ходу до основания откоса котлована
Рис. IV-10. Номограмма для определения расстояния от оси вращения крана на рельсовом ходу до основания откоса котлована (траншеи)

На номограммах справа нанесены наклонные линии, характеризующие зависимость величины горизонтального откоса от глубины траншеи при различной крутизне откоса. Левее отложено минимально допустимое расстояние от бровки котлована (траншеи) до ребра опрокидывания крана (см. рис. IV-9) или до оси ближайшего к откосу подкранового рельса (см. рис. IV-10).

Пример пользования номограммой: требуется определить минимально допустимое расстояние от оси вращения крана КС-100 с шириной колеи 4,5 м до откоса котлована глубиной 2 м, разработанного в песчаном грунте естественной влажности. По табл. IV-2 определяем, что допустимая крутизна откоса такого котлована должна быть не менее 1:1. Находим на номограмме (рис. IV-10) по вертикальной шкале точку, соответствующую глубине котлована Н = 2 м. Одну ножку циркуля ставим на точку пересечения горизонтальной линии, проходящей через H = 2 м, с наклонной прямой, соответствующей крутизне откоса 1 : 1, а вторую ножку ставим на точку пересече ния горизонтали H = 2 м с вертикальной линией, соответствующей ширине колеи крана B = 4,5 м.

Полученный раствор циркуля переносим на нижнюю шкалу номограммы, по которой определяем расстояние от оси вращения крана до основания откоса котлована, равное в рассматриваемом примере 4,7 м. Для определения полной величины вылета крюка крана к полученному значению l = 4,7 м следует прибавить расстояние от откоса котлована до оси наиболее удаленного элемента.

Технические характеристики кранов с указанием размеров ширины их колеи и базы приведены в табл. IV-4—IV-6.

Таблица IV-4

Общие данные по рельсовым путям основных типов строительных башенных кранов

Марка крана Колея А и допуск, мм Разность отметок рельсов при допускаемом поперечном уклоне, мм (не более) Радиус криволинейного участка пути, м Минимальное расстояние Б от оси пути до здания, мм Ширина земляного полотна В (рис. IV-7) при балластной призме, мм
при укладке при эксплуатации из песка и гранулированного металлургического шлака из щебня и гравия
С-391 2500 + 3 10 25 5,5 2700 5650 5500
КБ-16 2800 ± 3 12 28 7 3100 6200 6050
БК-2 3200 ± 3 13 32 2500 6350 5650
С-390 3000 ± 3 12 30 8 3700 7000 6800
БК-215 3400 ± 4 14 34 3500 6900 6750
КБ-60 4000 ± 4 16 40 6 3700 7600 7350
Т-178 3500 ± 4 14 35 3100 6650 6400
КТС-5-10 4500 ± 5 19 45 5200 9250 8550
МСК-5/20 4000 ± 4 16 40 4,7 4100 8000 7700
МБТК-80 5000 ± 5 21 50 6 4400 8700 8550
С-419 3795 ± 4 16 38 10 2700 7350 6900
КБ-100 4500 ± 5 19 45 7 4200 8350 8100
Т-226 4500 ± 5 19 45 7 4600 8750 8500
МСК-8/20 (МСК-7,5/20) 5000 ± 5 21 50 4,7 4800 9300 9050
МСК 3-5/20 4000 ± 4 16 40 25 4000 8000 7600
С-464 4000 ± 4 16 40 7 4200 8200 7950
М-3-5-5 4000 ± 4 16 40 3700 7600 7350
БК-5-248 5000 ± 5 21 50 3700 8550 8100
М-3-5-10 6000 ± 6 25 60 4300 9550 9100
КБ-160-2 6000 ± 6 25 60 7 4500 9750 9250
СБК-1 (БКСМ-3, Т-128) 3795 ± 4 16 38 25 3100 7150 6750
СБК-1M ЦЭКБ НИИОМТП 3795 ± 4 16 38 25 4700 8400 8200
БКСМ-5-5А 4500 ± 5 19 45 12 3800 8050 7700
КТС-3-5 4000 ± 4 16 40 4700 8500 8300
Т-228 6000 ± 6 25 60 25 4400 9750 9250
БКСМ-7-5 4500 ± 5 19 45 12 4400 8650 8400

Таблица IV-5

База и колея гусеничных монтажных кранов

Марка крана База, м Колея, м
МКГ-6,3 3,23 3,0
МКГ-10А 3,64 3,2
МКГ-16 3,68 3,2
МКГ-16М 3,745 3,2
МКГ-25 3,75 3,21
МКГ-25БР 4,6 4,3
РДК-25 3,75 3,22
Э-652А 3,42 2,82
Э-10011А 3,86 3
Э-1258 3,3 3,2

Таблица IV-6

База и колея колесных монтажных кранов

Марка крана База, м Колея, м Расстояние между
аутригерами, м
передних колес задних колес
Краны пневмоколесные
МКП-10
МКП-16
КС-4362 (К-166)
КС-436 (К-161)
МКП-25
КС-5361 (К-255)
 
3,8
4,1
4,1
4,1
5
4,95
 
2,52
2,45
2,4
2,4
2,45
3,15
 
2,41
3,2
3,15
3,15
2,45
3,15
 

3,6
3,6
3,6
4,4
4,5
Краны автомобильные
МКА-6,3
КС-2561Д (К-61)
К-64
К-67
МКА-10М
К-162
МКА

3,8
3,8
3,85
3,85
3,85
5,75
5,75

1,7
1,79
1,95
1,95
1,95
1,95
1,95

1,79
1,79
1,9
1,9
1,95
1,92
1,92


3,6
3,45
3,45
4,4

4,4

Смородинов М.И. Справочник по общестроительным работам. Основания и фундаменты