§ IV.3. УСТРОЙСТВО ОТДЕЛЬНЫХ СБОРНЫХ ФУНДАМЕНТОВ

IV.3.1. Разбивка мест установки блоков сборных фундаментов

До монтажа сборных фундаментов выполняют разбивку мест их установки, которая начинается с натягивания проволок между обносками по продольным и поперечным осям колонн. Точку пересечения осей переносят отвесом на дно котлована, после чего кольями размечают положение трех углов фундаментного блока.

Шаблон для проверки расстояния между фундаментами
Рис. IV-11. Шаблон для проверки расстояния между фундаментами

Отметка основания под фундамент проверяется нивелиром, горизонтальность основания — рейкой и уровнем, укладываемыми на основание в различных направлениях.

Правильность установки блока проверяется теодолитом по осевым рискам или отвесам, подвешенным к проволочным осям. Расстояния между фундаментами проверяют шаблоном (рис. IV-11). Отметку дна стакана сборного фундамента проверяют по нивелиру, на стенки стакана наносят проектную отметку и толщину слоя бетонной смеси, подливаемой в стакан.

IV.3.2. Монтаж отдельных сборных фундаментов

Комплексный процесс монтажа отдельных сборных фундаментов состоит из следующих операций:

  • – устройства основания;
  • – подачи сборных элементов и установки их в проектное положение;
  • – заделки стыков и швов.

При необходимости перечисленные операции дополняются сварочными работами (сварка закладных деталей для восприятия многоблочным фундаментом горизонтальных и изгибающих усилий).

Монтаж сборных элементов отдельных фундаментов осуществляется чаще всего по первой технологической схеме, когда монтажный кран располагается на дне котлована. Такая схема дает возможность максимально приблизить кран к монтируемому объекту. При этом могут использоваться наиболее легкие мобильные монтажные средства (автокраны, пневмоколесные и гусеничные монтажные краны, краны-экскаваторы и т.п.). Требуемые параметры монтажных средств — грузоподъемность и вылет крюка — определяются в каждом конкретном случае максимальным весом элемента, конфигурацией фундамента и конструкцией монтажного крана. Для монтажа отдельных фундаментов гражданских зданий средней этажности обычно применяются пятитонные автомобильные краны.

Рекомендации по выбору гусеничных кранов для монтажа отдельных сборных фундаментов промышленных зданий по первой технологической схеме приведены в табл. IV-7.

При монтаже кранами, движущимися по дну котлована, необходимо тщательно следить за сохранностью основания. Не допускается движение кранов по зачищенной поверхности основания. Нельзя монтировать фундаменты кранами, движущимися по дну котлована, при наличии в основании пылеватых мелких песков, пылеватых илистых супесей, пылеватых суглинков, насыщенных водой, ленточных глин и погребенного торфа.

Таблица IV-7

Краны, рекомендуемые для монтажа отдельных сборных фундаментов промышленных зданий со дна котлована

Конструкция фундамента Общий вес фундамента, кН Объем работ на объекте, т Тип крана по ГОСТ 9692-67
Одноблочные До 50
 
50—90
90—140
140—190
 
До 1300
Более 1300


До 1900
Более 1900
КГ-10
КГ-16
КГ-16
КГ-25
КП-40
КГ-40
Двухблочные 80—120
120—145
145—260


КГ-10
КГ-16
КГ-25
Трехблочные 90—200
200—260

КГ-16
КГ-25
Четырехблочные 140—210
210—310

КГ-16
КГ-25

Примечание. Необходимый вылет крюка крана КГ-10 — 6 м, остальных кранов — 6,5. При повреждении основания движущимися по дну котлована механизмами разрушенный грунт должен быть удален и заменен песком, а при сухих грунтах — уплотнен ручными трамбовками или укаткой.

 

В случае когда размещение монтажных кранов на дне котлована нецелесообразно (переувлажненные грязные котлованы, отсутствие проездов из-за частого расположения фундаментов и большой величины откосов и т.п.), работы выполняются по второй или третьей технологической схеме с бровки котлована. Выбор схемы определяется местными условиями.

В случае когда между окончанием монтажа подземной и началом монтажа надземной части здания может возникнуть значительный разрыв во времени (например, из-за неготовности коммуникаций, недостатков в снабжении сборным железобетоном и т.п.), работу организуют по второй схеме. Чаще всего в этих случаях применяют краны-экскаваторы грузоподъемностью 15—20 т, которые обеспечивают монтаж 5-тонных элементов на вылете крюка 10—15 м. Если же монтаж сборных элементов подземной и надземной части здания может быть организован без значительного перерыва во времени, то целесообразно использовать третью технологическую схему и выполнять монтаж подземной части тем же башенным краном (или кранами), которым будет собираться надземная часть здания. При этом имеется в виду, что вылет крюка башенного крана окажется достаточным с учетом дополнительного удаления оси подкрановых путей на величину заложения откоса котлована.

Расположение кранов на бровке котлована затрудняется в тех случаях, когда нагрузка от крана может угрожать устойчивости откоса котлована. В этих случаях при работе по второй или третьей схеме должны быть предусмотрены дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасность производства работ. Применение башенных кранов (третья схема) рекомендуется лишь тогда, когда они могут быть использованы после окончания монтажа фундаментов на возведении надземной части здания без перекладывания рельсовых путей.

До установки фундаментов следует обеспечить отвод воды из траншей и котлованов и осуществлять его в течение всего периода монтажа фундаментов до окончания гидроизоляционных работ.

При монтаже сборных фундаментов в зимнее время необходимо защищать основания фундаментов от промерзания способами, указанными в проекте производства работ. Установка фундаментных блоков или плит на подготовленное основание должна производиться сразу в проектное положение. Если блок (плита) установлен неверно, следует поднять его краном, исправить основание и вновь поставить блок на место.

Перед установкой стаканной части отдельных фундаментов должна быть проверена глубина стаканов. Допускается отклонение глубины стакана до +50 мм. Стаканы с минусовыми отклонениями по глубине к установке непригодны.

Случайные переборы грунта, допущенные при рытье котлована под фундаменты, должны быть заполнены сухим песком, гравием или щебнем слоями толщиной не более 10 см с тщательной трамбовкой.

Разжиженный грунт и вода в основании фундаментов, образовавшиеся в результате действия атмосферных осадков и грунтовых вод, должны быть удалены со дна котлована или траншеи, а грунт уплотнен втрамбованием в него щебня, гравия или крупного песка слоями толщиной не более 10 см. После зачистки дна основание проверяют нивелиром. При разработке ступенчатых котлованов отношение высоты уступа к его длине должно быть при плотных грунтах не более 1 : 1, а высота уступа — не более 1 м; при неплотных грунтах это отношение не должно превышать 1 : 2, а высота уступа не должна быть более 60 см.

Одноканатный грейфер
Рис. IV-12. Одноканатный грейфер
а — опускание на грунт; б — сцепка крюка с траверсой; в — захват грунта; г — подъем

Производство работ по монтажу сборных фундаментов начинается с подачи материала для устройства основания. Чаще всего сооружается песчаное основание (толщиной 10—15 см). Для подачи песка целесообразно использовать одноканатный грейфер (рис. IV-12).

Для строповки сборных элементов применяются грузозахватные приспособления, подробное описание которых и нормализованные чертежи приведены в [55]. Раствор для заделки стыков и швов доставляется централизованно или приготовляется на месте работ из сухой смеси и подается к месту укладки в стандартных бадьях.

Зависимость затрат машинного времени на устройство отдельных сборных фундаментов по действующим ЕНиР [17] (рис. IV-13) выражается формулой

t = 0,22 + 10–5Р маш.ч,

где t — расход времени на монтаж одного сборного элемента, маш.ч;

Р — вес монтируемого элемента, Н;

0,22 и 10–5 — безразмерные коэффициенты.

Эта формула применима в случае монтажа фундаментов гусеничными, башенными и козловыми кранами.

Зависимость расхода кранового времени от крупности элементов фундаментных блоков
Рис. IV-13. Зависимость расхода кранового времени от крупности элементов фундаментных блоков

При использовании автокранов и кранов на пневмоколесном ходу затраты машинного времени увеличиваются на 10%.

При устройстве многоблочных фундаментов затраты машинного времени составляют в среднем 0,26—0,4 маш.ч на один сборный элемент.

В расчете на 1000 м2 одноэтажных промышленных зданий затраты труда на устройство отдельных сборных фундаментов составляют в среднем 110 чел.ч, из них 77 чел.ч (70 %) составляют затраты ручного труда, в основном рабочих стропальщиков и монтажников, которыми выполняются следующие операции:

  • – строповка сборных элементов фундаментов;
  • – контрольная установка элемента на основание;
  • – подравнивание основания;
  • – окончательная установка сборного элемента с выверкой его положения по осям;
  • – расстроповка.

Затраты труда на основные операции могут быть определены по формулам:

  • – на строповку t = 2,231 +6 · 10–6P + 3 · 10–7Р2;
  • – на установку и выверку t = 38,082 + 7 · 10–4Р – 1,46 · 10–5P2;
  • – на расстроповку t = 1,88+ 18Р при P ≤ 100 кН и t = 4 при P > 100 кН, где Р — вес элемента, Н; t — затраты труда, чел.мин.

Возведенные фундаменты должны быть проверены и сданы по акту до начала работ по монтажу остальных частей здания.

Проверка положения фундаментов в плане заключается в нанесении на фундаменты проектных продольных и поперечных осей колонн и величин шага колонн и пролета.

Исполнительная схема монтажа сборных фундаментов
Рис. IV-14. Исполнительная схема монтажа сборных фундаментов

Проверка выполняется с помощью теодолита участками длиной не более 300 м с одной стоянки инструмента. После выверки осей сборных фундаментов измеряются расстояния между ними и определяется величина смещения осей и расстояния от осей до стенок стаканов фундаментов или до закладных частей. Результаты контрольных измерений наносятся на исполнительную схему (рис. IV-14).

Отклонение отметки дна стакана от проектной не должно превышать ±5 мм. Смещение оси фундамента не должно быть более ±10 мм.

Смородинов М.И. Справочник по общестроительным работам. Основания и фундаменты