V.3.2. Подготовительные работы
К подготовительным работам относятся:
- – ограждение территории строительства;
- – снос существующих (подлежащих сносу) сооружений с очисткой территории от ненужных материалов, мусора и т.д.;
- – геодезическая разбивка основных осей сооружения;
- – устройство временных дорог с гравийным или другим покрытием из местных материалов;
- – перенос или защита коммуникаций и сооружений попадающих в зону работы копров, отвод поверхностных вод и устройство ливнестоков;
- – разработка котлована (если таковой имеется в проекте) и планировка площадки;
- – подсыпка дна котлована шлаком, гравием или песком;
- – монтаж временных силовых и электроосветительных линий и временного водопровода;
- – оформление площадки предупреждающими и указательными знаками;
- – сооружение служебных, складских и бытовых помещений (комнат для обогрева, приема пищи, санузлов);
- – устройство площадок для хранения свай;
- – доставка и складирование свай на отведенные и оборудованные площадки;
- – доставка на объект свайного и вспомогательного оборудования и материалов и размещение их на заранее отведенных участках и складах;
- – монтаж копров и другого оборудования;
- – укладка рельсовых путей (для рельсовых копров) или устройство дорог для безрельсовых копров.
Краткие указания по выполнению некоторых важнейших видов подготовительных работ даны ниже.
V.3.2.а. Геодезическая разбивка и закрепление осей свайных фундаментов на местности
В первую очередь выполняются разбивка и закрепление на местности главных осей сооружений — продольной и поперечной. Оси закрепляются створными знаками, заделываемыми в бетон или грунт в местах, где исключены какие-либо перемещения грунта (осадка, сдвиг, обвал). В качестве створных знаков могут использоваться деревянные или бетонные столбики, куски рельс, трубы и т.п. Главные оси должны быть привязаны к базисной линии. В процессе производства работ главные оси должны периодически проверяться с помощью геодезических приборов.
Разбивка осей свайных фундаментов выполняется от базисной линии. За основные линии разбивки принимаются главные оси сооружения. Оси свайных рядов закрепляются створными знаками или выносятся на обноску. Разбивка рядов свай при забивке их с подмостей производится с закреплением осей на подмостях. При забивке свай на местности, покрытой водой, оси закрепляются установкой створных знаков на берегу или на воде при помощи специальных каркасов или буев. Отклонение разбивочных осей свайный фундаментов от проектных не должно превышать 1 см на каждые 100 м ряда.
После разбивки свайных рядов выполняется разбивка вертикальных отметок головок свай, низа ростверка и др. Для фиксации вертикальных отметок вблизи сооружения закладывается постоянный репер. Место установки репера должно быть надежно защищено от каких-либо смещений или повреждений. Репер необходимо привязать к знакам государственной нивелировки прецизионным нивелиром. Абсолютная отметка проставляется на репере несмываемой краской.
V.3.2.б. Доставка и складирование свай
Подъем свай разрешается за специально предназначенные для этого скобы и штыри, заделанные в бетоне сваи, и только при вертикальном положении грузоподъемного полиспаста. Сваи длиной более 6 м следует разгружать с помощью траверсы. Запрещается кантовать сваи, перемещать их волоком и сбрасывать с высоты. При погрузке на автомашины или в вагоны сваи должны укладываться на подкладки, размещенные строго под подъемными петлями, и перевозиться с соблюдением установленных автотранспортных и железнодорожных габаритов. Сваи должны укладываться в штабеля по маркам в горизонтальное положение правильными рядами, не более четырех рядов по высоте, головами к копру, причем высота штабеля не должна превышать 2/3 его ширины и быть не более 2 м. Трубчатые сваи разрешается укладывать не более чем в два яруса по высоте. Сваи в штабеле должны опираться на подкладки, которые обеспечивают свободную строповку сваи при ее подъеме из штабеля и сохранность петель на свае. Высота прокладки должна быть не менее чем на 2 см больше высоты петли. Ширина прокладки не менее 7—10 см.
При значительных объемах свайных работ на объекте создаются два вида складов свай — базисный и расходный. На первом — складируются сваи в количестве, обеспечивающем бесперебойную работу копров на время, в течение которого возможен перерыв в подвозе свай с заводов ЖБИ или других поставщиков. Расходные склады размещаются на пути движения копров и периодически пополняются сваями с базисного склада. Между базисным и расходными складами должны быть заранее подготовлены пути для движения автомашин, перевозящих сваи.