§ V.3. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ИЗ ЗАБИВНЫХ СВАЙ
V.3.1. Проект производства работ
Основным документом, определяющим организацию и технологию свайных работ на объекте, является проект производства работ (ППР).
В состав ППР обычно входят следующие документы:
а) календарный план производства работ;
б) стройгенплан объекта с нанесением на нем границ и отметок дна котлована (если таковой имеется в проекте), осей свайных рядов, путей движения копров, постоянных и временных автодорог, мест складирования свай, сетей электроснабжения и водоснабжения, расположения осветительных точек (прожекторов), бытовых и производственных помещений, компрессорных станций (при работе молотов на сжатом воздухе), остающихся и подлежащих сносу сооружений. Кроме того, стройгенплан содержит спецификацию основного свайного и вспомогательного оборудования и устройств;
в) технологические карты на сложные для выполнения работы, а также работы, осуществляемые новыми методами. Если работы носят общепринятый стандартный характер, используются типовые технологические карты, составленные производственной организацией применительно к имеющемуся оборудованию и установившейся практике работ;
г) рабочие чертежи временных зданий и сооружений, подлежащих постройке на объекте (только при отсутствии типовых решений);
д) специальные решения по технике безопасности, требующие проектной разработки;
е) краткая пояснительная записка, содержащая расчет потребности в свайных агрегатах и вспомогательном оборудовании, а также необходимые указания по производству работ и технико-экономические обоснования принятых в ППР решений по производительности забивки свай, уровню механизации и др.
При разработке ППР рекомендуется учитывать следующие основные требования, обеспечивающие повышение производительности труда и снижение себестоимости забивки свай:
- – места складирования свай должны располагаться возможно ближе к путям движения копров с тем, чтобы захват и подъем сваи могли осуществляться самим копром без помощи крана;
- – перемещение копров должно быть по возможности прямолинейным с минимальным количеством поворотов. Особенно это важно для копров на рельсовом ходу;
- – транспортные средства внутри стройплощадки должны двигаться по кольцевой схеме, желательно с раздельными въездом и выездом;
- – пути движения копров должны тщательно планироваться. При слабом грунте и заболоченности необходимо производить подсыпку путей песком или гравием;
- – при значительном (на 1 м и более) сезонном промерзании грунта целесообразно перед забивкой свай пробуривать лидерные скважины на глубину промерзания.
Для правильного выбора сваебойного молота необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- а) вес ударной части молота одиночного действия, в том числе дизель-молота, должен быть не менее 1,5 веса сваи при длине ее до 12 м и при забивке в плотные грунты, а при забивке той же длины сваи в грунты средней плотности — не менее 1,25 веса сваи, включая во всех случаях в вес сваи вес наголовника; при длине сваи 12 и более — не менее веса сваи (или сваи-оболочки);
- б) при погружении свай в легкие грунты с применением подмыва или других способов, облегчающих погружение, вес ударной части может быть уменьшен на 25—30% по сравнению с указанным в п. «а».
Более точно можно подобрать молот по необходимой номинальной энергии одного удара и коэффициенту применимости молотов. Необходимая номинальная энергия удара Ен принимается равной:
где Р — расчетная нагрузка на сваю, Н.
По полученному значению Ен подбирают молот, а затем его проверяют по коэффициенту применимости молота К, который определяется из отношения весов молота и сваи к энергии удара, т.е.
где Q — общий вес молота, Н;
q — вес сваи (включая вес наголовника и подбабка), Н.
Если величина коэффициента K не превышает значений, указанных в табл. V-21, то молот пригоден.
Окончательную проверку выбранного молота выполняют при забивке пробных свай. При недостаточном весе ударной части молота будет иметь место недобив сваи до заданной отметки или разрушение головы сваи. В этих случаях необходимо сменить молот на более тяжелый.
При забивке наклонных свай энергия молота снижается. Величина снижения зависит от наклона сваи. Ниже приводятся значения коэффициента снижения энергии удара.
Наклон сваи | 5:1 | 4:1 | 3:1 | 2:1 | 1:1 |
Коэффициент | 1,1 | 1,15 | 1,25 | 1,4 | 1,7 |
Таблица V-21
Значения коэффициента применимости молота
Тип молота | Материал сваи | ||
дерево | сталь | железобетон | |
Паровоздушные двойного действия и трубчатые дизель-молоты | 5 | 5,5 | 6 |
Паровоздушные одиночного действия и штанговые дизель-молоты | 3,5 | 4 | 5 |
Подвесные (механические) | 2 | 2,5 | 3 |
Подбор параметров вибропогружателя может быть выполнен по методике, предложенной О. А. Савиновым и А. Я. Лускиным [35].