§ V.3. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ СВАЙНЫХ ФУНДАМЕНТОВ ИЗ ЗАБИВНЫХ СВАЙ

V.3.1. Проект производства работ

Основным документом, определяющим организацию и технологию свайных работ на объекте, является проект производства работ (ППР).

В состав ППР обычно входят следующие документы:

а) календарный план производства работ;

б) стройгенплан объекта с нанесением на нем границ и отметок дна котлована (если таковой имеется в проекте), осей свайных рядов, путей движения копров, постоянных и временных автодорог, мест складирования свай, сетей электроснабжения и водоснабжения, расположения осветительных точек (прожекторов), бытовых и производственных помещений, компрессорных станций (при работе молотов на сжатом воздухе), остающихся и подлежащих сносу сооружений. Кроме того, стройгенплан содержит спецификацию основного свайного и вспомогательного оборудования и устройств;

в) технологические карты на сложные для выполнения работы, а также работы, осуществляемые новыми методами. Если работы носят общепринятый стандартный характер, используются типовые технологические карты, составленные производственной организацией применительно к имеющемуся оборудованию и установившейся практике работ;

г) рабочие чертежи временных зданий и сооружений, подлежащих постройке на объекте (только при отсутствии типовых решений);

д) специальные решения по технике безопасности, требующие проектной разработки;

е) краткая пояснительная записка, содержащая расчет потребности в свайных агрегатах и вспомогательном оборудовании, а также необходимые указания по производству работ и технико-экономические обоснования принятых в ППР решений по производительности забивки свай, уровню механизации и др.

При разработке ППР рекомендуется учитывать следующие основные требования, обеспечивающие повышение производительности труда и снижение себестоимости забивки свай:

  • – места складирования свай должны располагаться возможно ближе к путям движения копров с тем, чтобы захват и подъем сваи могли осуществляться самим копром без помощи крана;
  • – перемещение копров должно быть по возможности прямолинейным с минимальным количеством поворотов. Особенно это важно для копров на рельсовом ходу;
  • – транспортные средства внутри стройплощадки должны двигаться по кольцевой схеме, желательно с раздельными въездом и выездом;
  • – пути движения копров должны тщательно планироваться. При слабом грунте и заболоченности необходимо производить подсыпку путей песком или гравием;
  • – при значительном (на 1 м и более) сезонном промерзании грунта целесообразно перед забивкой свай пробуривать лидерные скважины на глубину промерзания.

Для правильного выбора сваебойного молота необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • а) вес ударной части молота одиночного действия, в том числе дизель-молота, должен быть не менее 1,5 веса сваи при длине ее до 12 м и при забивке в плотные грунты, а при забивке той же длины сваи в грунты средней плотности — не менее 1,25 веса сваи, включая во всех случаях в вес сваи вес наголовника; при длине сваи 12 и более — не менее веса сваи (или сваи-оболочки);
  • б) при погружении свай в легкие грунты с применением подмыва или других способов, облегчающих погружение, вес ударной части может быть уменьшен на 25—30% по сравнению с указанным в п. «а».

Более точно можно подобрать молот по необходимой номинальной энергии одного удара и коэффициенту применимости молотов. Необходимая номинальная энергия удара Ен принимается равной:

Ен ≥ 25 Р,
(V-1)

где Р — расчетная нагрузка на сваю, Н.

По полученному значению Ен подбирают молот, а затем его проверяют по коэффициенту применимости молота К, который определяется из отношения весов молота и сваи к энергии удара, т.е.

Коэффициенту применимости молота,
(V-2)

где Q — общий вес молота, Н;

q — вес сваи (включая вес наголовника и подбабка), Н.

Если величина коэффициента K не превышает значений, указанных в табл. V-21, то молот пригоден.

Окончательную проверку выбранного молота выполняют при забивке пробных свай. При недостаточном весе ударной части молота будет иметь место недобив сваи до заданной отметки или разрушение головы сваи. В этих случаях необходимо сменить молот на более тяжелый.

При забивке наклонных свай энергия молота снижается. Величина снижения зависит от наклона сваи. Ниже приводятся значения коэффициента снижения энергии удара.


Наклон сваи 5:1 4:1 3:1 2:1 1:1
Коэффициент 1,1 1,15 1,25 1,4 1,7

Таблица V-21

Значения коэффициента применимости молота

Тип молота Материал сваи
дерево сталь железобетон
Паровоздушные двойного действия и трубчатые дизель-молоты 5 5,5 6
Паровоздушные одиночного действия и штанговые дизель-молоты 3,5 4 5
Подвесные (механические) 2 2,5 3

Подбор параметров вибропогружателя может быть выполнен по методике, предложенной О. А. Савиновым и А. Я. Лускиным [35].

Смородинов М.И. Справочник по общестроительным работам. Основания и фундаменты