Индустриальные кровли из сборных элементов полной заводской готовности (ч. 1)
В зависимости от назначения кровельных панелей и конструкции крыши, для которой они предназначены, панели могут быть: несовмещенными — для чердачных и холодных крыш (рис. 5.16, а); совмещенными, но с раздельно формируемыми паро- и теплоизоляционными элементами (рис. 5.16, б); комплексными совмещенными (рис. 5.16, в). При этом каждому типу кровельных панелей присуще много разновидностей, способов герметизации деформационных швов и других конструктивных особенностей.
Уже первые опытные работы с использованием для гидро- и пароизоляционных слоев рулонных материалов показали значительные технико-экономические преимущества индустриальных кровель. Рассмотрим их на примере устройства на Конаковской ГРЭС кровель из элементов частичной и полной заводской готовности с гидроизоляционным покрытием из горячей резинобитумной мастики с армированием стеклохолстом и теплоизоляцией из фенопласта ФРП-1. Работы здесь показали (табл. 5.13), что индустриальная технология сокращает трудозатраты на строительной площадке до 7,5 %, а общую трудоемкость и стоимость — в 1,5 раза по сравнению с показателями рулонной кровли [56].
Таблица 5.13
Технико-экономические характеристики индустриальных кровель
Вид кровли | Стоимость, руб./м2 | Трудозатраты, чел.-ч/м2 | Снижение трудозатрат % | ||
на строй- площадке |
на заводе | всего | |||
Рулонная из рубероида | 3,85 | 0,98 | Нет | 0,98 | Нет |
Безрулонная из мастики БРМ | 1,75 | 1,14 | — | 1,14 | +16,3 |
Из элементов повышенной заводской готовности с БРМ | 1,66 | 0,44 | 0,25 | 0,69 | 60/40 * |
Из элементов полной заводской готовности с БРМ | 1,53 | 0,09 | 0,29 | 0,38 | 92,6/67 |
Безрулонная из мастик БАЭМ, хамаст | 1,19 | 0,21 | 0,09 | 0,30 | 78/78 |
Из элементов повышенной заводской готовности с хамаст | 1,19 | 0,11 | 0,19 | 0,30 | 88/69 |
Из элементов полной заводской готовности с хамаст | 1,08 | 0,18 | 0,3 | 0,21 | 82/80 |
* В Знаменателе — на строительной площадке.
Особенно эффективны для индустриальных кровель эмульсионные мастики хамаст, БАЭМ и ЭГИК, ибо их можно наносить непосредственно на свежеуложенный бетон и стабилизировать при совместной пропарке с ним в камерах ускоренного твердения (КУТ). Однако эмульсионные мастики в заводских условиях стабилизируются медленно, что требует нерационального увеличения производственных площадей; поэтому стабилизацию мастик ускоряют путем вакуумирования свеженанесенного слоя мастики, обдува горячим воздухом от электрокалориферов или прогрева горелками инфракрасного излучения [56].
Технологическая схема производства комплексных кровельных панелей полной заводской готовности приведена на рис. 5.17; такие схемы были испытаны на заводе ЖБИ-4 Главленстройматериалов и ЖБИ-8 Минстроя Латвийской ССР (г. Екабпилс), причем готовые панели перевозили (180 км) в Ригу. Первый опыт устройства сборных крыш из комплексных кровельных панелей с гидроизоляционным слоем из мастики хамаст ИАЦ-15 был осуществлен в 1967 г. на одном из домов в квартале Пурвциэмс г. Риги (рис. 5.16, г). В ряде городов действуют такие поточные линии.
Опыт их эксплуатации показал, что индустриальные кровли обладают следующими технико-экономическими преимуществами:
- а) позволяют полностью и комплексно механизировать кровельные работы при одновременном повышении качества покрытий;
- б) ликвидируют сезонность кровельных работ, что особенно важно в районах с суровым климатом;
- в) удобны при ведении работ на разбросанных и удаленных объектах, так как только 5—7 % кровельных операций производятся на строительной площадке, а остальные — на централизованных базах стройиндустрии, что весьма эффективно в мелиоративном и сельскохозяйственном строительстве, при создании временных поселков.
Способы герметизации швов между комплексными кровельными панелями были проанализированы в § 3.2, а технико-экономические характеристики наиболее эффективных конструкций уплотнений швов были приведены на рис. 3.9.
По рекомендации СибЗНИИЭПа для индустриальных кровельных панелей можно осуществлять три вида покрытий из новых полимерных материалов [69]:
- 1) окраска хлорсульфированным полиэтиленом (ХСПЭ), выдерживающая раскрытие трещин до 0,3 мм; такие покрытия разработаны НИИЖБом на основе лака и эмали ХСПЭ и успешно применены на крыше Курского вокзала в Москве; при стоимости лака 15 %-ной концентрации 356 руб./т и эмали ХСПЭ — 410 руб./т стоимость покрытия составляет 1—1,5 руб./м2, что вполне экономично;
- 2) окраска водной дисперсией тиокола Т-50, покрытие из которой сохраняет эластичность в пределах от –30 до +70° С и при стоимости краски 3,1 руб./кг позволяет получить достаточно долговечные покрытия при их стоимости около 3 руб./м2; такое покрытие успешно эксплуатируется на здании цирка в Казани уже свыше 10 лет;
- 3) окрасочные латексные покрытия из наиритного латекса Л-7 или дивилстирольного латекса СКС-65ГП, краска ЛСГ-226 с добавками коагулятора, антистарителей и пигментов, светозащитная краска ЛСЗ-79 из латексов Л-7 и СВХ-1 с добавками тринатрийфосфата и алюминиевой пудры могут применяться в районах с суровым климатом при среднемесячной температуре ниже –28° С и абсолютном ее минимуме до –48° С; при толщине покрытия 1,2—1,5 мм стоимость его составляет 1,5—2 руб./м2.
Перечисленные окраски весьма технологичны и хорошо сочетаются с заводской технологией изготовления комплексных кровельных панелей. К их недостаткам следует отнести вредность и огнеопасность работ с лаками и эмалями ХСПЭ, содержащими ароматические растворители (толуол, ксилол и пр.), а также сравнительно медленную стабилизацию эмульсионных покрытий из тиоколов и латексов, что усложняет работы, требуя искусственной сушки [69].