Индустриальные кровли из сборных элементов полной заводской готовности (ч. 1)

В зависимости от назначения кровельных панелей и конструкции крыши, для которой они предназначены, панели могут быть: несовмещенными — для чердачных и холодных крыш (рис. 5.16, а); совмещенными, но с раздельно формируемыми паро- и теплоизоляционными элементами (рис. 5.16, б); комплексными совмещенными (рис. 5.16, в). При этом каждому типу кровельных панелей присуще много разновидностей, способов герметизации деформационных швов и других конструктивных особенностей.

Конструкции крыш из комплексных кровельных плит полной заводской готовности
Рис. 5.16. Конструкции крыш из комплексных кровельных плит полной заводской готовности
а — из несовмещенных плит; б — из совмещенных двойных панелей; в — из совмещенных комплексных панелей; г — несовмещенная крыша с техническим этажом
1 — железобетонная плита; 2 — пароизоляция; 3 — теплоизоляция; 5 — цементный раствор; 5 — гидроизоляционно-кровельное покрытие; 6 — герметизация стыка; 7 — бетонные вкладыши или нащельник; 8 — армирующая прокладка

Уже первые опытные работы с использованием для гидро- и пароизоляционных слоев рулонных материалов показали значительные технико-экономические преимущества индустриальных кровель. Рассмотрим их на примере устройства на Конаковской ГРЭС кровель из элементов частичной и полной заводской готовности с гидроизоляционным покрытием из горячей резинобитумной мастики с армированием стеклохолстом и теплоизоляцией из фенопласта ФРП-1. Работы здесь показали (табл. 5.13), что индустриальная технология сокращает трудозатраты на строительной площадке до 7,5 %, а общую трудоемкость и стоимость — в 1,5 раза по сравнению с показателями рулонной кровли [56].

Таблица 5.13

Технико-экономические характеристики индустриальных кровель

Вид кровли Стоимость, руб./м2 Трудозатраты, чел.-ч/м2 Снижение трудозатрат %
на строй-
площадке
на заводе всего
Рулонная из рубероида 3,85 0,98 Нет 0,98 Нет
Безрулонная из мастики БРМ 1,75 1,14 1,14 +16,3
Из элементов повышенной заводской готовности с БРМ 1,66 0,44 0,25 0,69 60/40 *
Из элементов полной заводской готовности с БРМ 1,53 0,09 0,29 0,38 92,6/67
Безрулонная из мастик БАЭМ, хамаст 1,19 0,21 0,09 0,30 78/78
Из элементов повышенной заводской готовности с хамаст 1,19 0,11 0,19 0,30 88/69
Из элементов полной заводской готовности с хамаст 1,08 0,18 0,3 0,21 82/80

* В Знаменателе — на строительной площадке.

Особенно эффективны для индустриальных кровель эмульсионные мастики хамаст, БАЭМ и ЭГИК, ибо их можно наносить непосредственно на свежеуложенный бетон и стабилизировать при совместной пропарке с ним в камерах ускоренного твердения (КУТ). Однако эмульсионные мастики в заводских условиях стабилизируются медленно, что требует нерационального увеличения производственных площадей; поэтому стабилизацию мастик ускоряют путем вакуумирования свеженанесенного слоя мастики, обдува горячим воздухом от электрокалориферов или прогрева горелками инфракрасного излучения [56].

Технологическая схема производства комплексных кровельных панелей полной заводской готовности приведена на рис. 5.17; такие схемы были испытаны на заводе ЖБИ-4 Главленстройматериалов и ЖБИ-8 Минстроя Латвийской ССР (г. Екабпилс), причем готовые панели перевозили (180 км) в Ригу. Первый опыт устройства сборных крыш из комплексных кровельных панелей с гидроизоляционным слоем из мастики хамаст ИАЦ-15 был осуществлен в 1967 г. на одном из домов в квартале Пурвциэмс г. Риги (рис. 5.16, г). В ряде городов действуют такие поточные линии.

Технологическая схема поточной линей по изготовлению кровельных плит полной заводской готовности
Рис. 5.17. Технологическая схема поточной линей по изготовлению кровельных плит полной заводской готовности
1 — подача бетона; 2 — бетоноукладчик; 3 — пост приготовления эмульсионной мастики;4 — выдача готовых плит; 5 — вибростенд; 6 — циркуляционный мастикопровод; 7 — стенд изоляции плит; 8 — камера ускоренного твердения; 9 — транспортировка плит краном; 10 — охлаждение плит; 11 — склад

Опыт их эксплуатации показал, что индустриальные кровли обладают следующими технико-экономическими преимуществами:

  • а) позволяют полностью и комплексно механизировать кровельные работы при одновременном повышении качества покрытий;
  • б) ликвидируют сезонность кровельных работ, что особенно важно в районах с суровым климатом;
  • в) удобны при ведении работ на разбросанных и удаленных объектах, так как только 5—7 % кровельных операций производятся на строительной площадке, а остальные — на централизованных базах стройиндустрии, что весьма эффективно в мелиоративном и сельскохозяйственном строительстве, при создании временных поселков.

Способы герметизации швов между комплексными кровельными панелями были проанализированы в § 3.2, а технико-экономические характеристики наиболее эффективных конструкций уплотнений швов были приведены на рис. 3.9.

По рекомендации СибЗНИИЭПа для индустриальных кровельных панелей можно осуществлять три вида покрытий из новых полимерных материалов [69]:

  • 1) окраска хлорсульфированным полиэтиленом (ХСПЭ), выдерживающая раскрытие трещин до 0,3 мм; такие покрытия разработаны НИИЖБом на основе лака и эмали ХСПЭ и успешно применены на крыше Курского вокзала в Москве; при стоимости лака 15 %-ной концентрации 356 руб./т и эмали ХСПЭ — 410 руб./т стоимость покрытия составляет 1—1,5 руб./м2, что вполне экономично;
  • 2) окраска водной дисперсией тиокола Т-50, покрытие из которой сохраняет эластичность в пределах от –30 до +70° С и при стоимости краски 3,1 руб./кг позволяет получить достаточно долговечные покрытия при их стоимости около 3 руб./м2; такое покрытие успешно эксплуатируется на здании цирка в Казани уже свыше 10 лет;
  • 3) окрасочные латексные покрытия из наиритного латекса Л-7 или дивилстирольного латекса СКС-65ГП, краска ЛСГ-226 с добавками коагулятора, антистарителей и пигментов, светозащитная краска ЛСЗ-79 из латексов Л-7 и СВХ-1 с добавками тринатрийфосфата и алюминиевой пудры могут применяться в районах с суровым климатом при среднемесячной температуре ниже –28° С и абсолютном ее минимуме до –48° С; при толщине покрытия 1,2—1,5 мм стоимость его составляет 1,5—2 руб./м2.

Перечисленные окраски весьма технологичны и хорошо сочетаются с заводской технологией изготовления комплексных кровельных панелей. К их недостаткам следует отнести вредность и огнеопасность работ с лаками и эмалями ХСПЭ, содержащими ароматические растворители (толуол, ксилол и пр.), а также сравнительно медленную стабилизацию эмульсионных покрытий из тиоколов и латексов, что усложняет работы, требуя искусственной сушки [69].