§ 5.1. Гидроизоляция наземных строительных конструкций (ч. 7)

В заключение приведем некоторые сведения о гидроизоляции мостов — весьма многочисленных надземных сооружений со сложными условиями эксплуатации, в которых динамические нагрузки сочетаются с резкопеременным температурным режимом. Поэтому на пролетных строениях мостов, как правило, применяются оклеечные и сильно армированные покрытия, а в последние годы — полимерные материалы.

В табл. 5.5 даны примеры некоторых новых наиболее рациональных решений гидроизоляции на пролетных строениях мостов.

Таблица 5.5

Примеры применения полимерных материалов для гидроизоляции мостов

Мост Основание Гидроизоляционное покрытие Защитное покрытие Примечание
Кировский мост в Ленинграде Стальные листы + битумная грунтовка + эпоксидный лак Эпоксидно-сланцевый полимербетон эпослан (30 мм) Нет На разводной части
Мост Эржебет в Будапеште Стальные листы + битумная грунтовка Резинобитумная мастика пульватекс Асфальтобетон (70 мм) Применяется свыше 50 лет
Мост через Рейн и др. (ФРГ) Железобетонные плиты, листы + битумная грунтовка Рулонный материал оппаноль в два слоя Пергамин + асфальтобетон С 1938 г.
Автодорожные мосты (ФРГ) Железобетонные плиты + адгезив + цементно-латексное покрытие + эмульсионное покрытие + антиадгезив Рифленая фольга эпоксаль (0,2 мм) + полимерная пленка (2 мм) на клебемассе Литой асфальт (30 + 30 мм) С 1968 г. DIN № 16937
Мост на о. Хоккайдо и скоростные эстакады в Токио Стальные листы + неопреновая грунтовка (0,1 мм) Окраска неопреном сандине (0,75 мм), армирование на швах Асфальтобетон (70—80 мм) С 1965 г.
 

Следует обратить внимание на все шире распространяющийся за рубежом метод обеспечения свободы деформации покрытий между пролетным строением моста и дорожным покрытием путем точечной приклейки или свободной укладки гидроизоляционных покрытий, а также на применение антиадгезионных прокладок и демпфирующих слоев; эти меры уравнивают разность температурных деформаций разных слоев и снимают напряжения в гидроизоляции. И у нас начинают прибегать к укладке демпфирующих слоев (авт. свид. № 348677, 1970 г.).

Рассматриваемый вопрос весьма актуален в современном строительстве. Так, для устройства слоя износа на дорогах и аэродромах и при ремонте бетонных покрытий все чаще применяют асфальтобетонные покрытия поверх ранее уложенных бетонных.

Встречаются такие решения и в гидротехнических сооружениях; например, в 1976 г. при выполнении асфальтобетонной облицовки деривационного канала и экрана грунтовой плотины Варцихской ГЭС в Грузии для усиления была осуществлена бетонная подготовка, разрезанная температурными швами на карты размером 7×10 м, что привело к растрескиванию асфальтобетонной облицовки над этими швами. Подобный случай произошел на облицовке бассейнов Тбилисской ГРЭС в 1974— 1975 гг. и ряде других объектов. Аналогичные случаи отмечались и в зарубежной практике; например, на строительстве ГАЭС Лудингтон (США) ранее выполненную бетонную подготовку пришлось раздробить мощными катками во избежание сосредоточенных деформаций над швами бетонного покрытия и растрескивания асфальтобетона.

Весьма интересны конструкции гидроизоляционных покрытий на автодорожных мостах. Приведем некоторые примеры.

  • 1. На мосту через Рейн по дороге Кельн — Мюльгейм (ФРГ) было устроено следующее покрытие: на очищенный пескоструйным аппаратом стальной лист наносили грунтовку битумным лаком (расход 1,4 кг/м2) и присыпали битуминированным щебнем крупностью 5—8 мм (расход битума — 2 %, расход щебня— 10 кг/м2); такая присыпка играла роль демпфирующего слоя, обеспечивающего равномерность температурных деформаций. Поверх укладывали слой резинобитумной мастики пульватекс (8 мм) и дорожное покрытие из литого асфальта толщиной 40 мм (два слоя).
  • 2. На мостах через р. Везер (ФРГ), мосту «Европа» в Инсбруке (Австрия), мосту Эржебет (Венгрия) и ряде мостов в СССР слой битумной мастики (8 мм) укладывался прямо на загрунтованное бетонное основание, но сверху его прикрывали слоем черного щебня толщиной 30—40 мм, который гарантировал свободу деформации гидроизоляции.
  • 3. По нормам ФРГ, с 1967 г. на автодорожных мостах слой резинобитумной мастики армируют стеклотканью и перекрывают слоем рифленой алюминиевой фольги до укладки слоев литого и уплотняемого асфальта.