Глава 6

ВЕНТИЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ

§ 20. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕНТИЛЯЦИИ ТОННЕЛЕЙ

При отсутствии в тоннеле движения водуха его качество ухудшается за счет повышения влажности и поступления из окружающих пород газов, проникающих через обделку. Во время эксплуатации тоннеля происходит загрязнение воздуха продуктами сгорания топлива (дымовые и выхлопные газы). Одновременно в тоннеле повышается температура.

Для обеспечения нормальных условий труда обслуживающего персонала, поездных и ремонтных бригад необходима постоянная подача свежего наружного воздуха (проветривание), уменьшающая влажность в тоннеле, снижающая концентрацию вредных примесей до допустимых пределов и удаляющая теплоизбытки, т.е. разность между тепловыделениями в тоннеле и количеством тепла, уходящим в породу.

Согласно СНиП II-Д.3-62 концентрация вредных газов, выделяющихся в железнодорожных тоннелях, должна быть снижена до предельно допустимой концентрации (ПДК) не позднее чем через 15 мин после выхода поезда из тоннеля.

При паровой тяге наибольшую опасность представляет окись углерода, содержание которой в дымовых газах паровозов составляет около 0,8 % по массе. Для окиси углерода ПДК равна 0,03 г/м3.

При тепловозной тяге наряду с окисью углерода выделяются более ядовитые окислы азота. Так, двигатели тепловоза ТЭЗ, работающие на соляровом масле, на 1 кг сжигаемого топлива выделяют 120 г окиси углерода и 20,5 г окислов азота, ПДК для которых равна 0,005 г/м3.

Если вредные газы производят на организм человека сходные биологические действия (например, окись углерода и окислы азота), необходимо снизить концентрацию каждого из них в отдельности до ПДК, а требуемые для этого объемы свежего воздуха просуммировать.

Выхлопные газы автомашин содержат окись углерода, окись азота и акролеин, отличающийся от двух первых газов характером биологического действия на организм человека. Вентиляция автодорожного тоннеля должна обеспечить разбавление каждого из вредных газов до ПДК. При этом необходимый объем проветривания определяют по вредному газу, разбавление которого требует наибольшего количества свежего воздуха.

ПДК для окиси углерода зависит от времени пребывания в загазованной зоне. Так, при отсутствии пешеходного движения в тоннеле и проезде через него автомашин за время не более 15 мин принимают ПДК равной 0,2 г/м3, при проходе пешеходов через тоннель за время не более 30 мин — 0,1 г/м3.

ПДК для акролеина при пешеходном движении по тоннелю равна 0,002 г/м3.

Персонал, обслуживающий тоннель, обычно находится у входа или в пунктах, оборудованных местной вентиляцией; для ремонтных работ отводят часы минимального движения с подачей в случае необходимости свежего воздуха в места, где они производятся.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены