§ 24. ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ (ч. 2)

2. Схема с портальной установкой и закрытием выхода из тоннеля. Устройство вентиляционных шахт дорого и не всегда технически выполнимо (например, для длинных, глубоко расположенных тоннелей). В этих случаях применяют вентиляционные установки, размещаемые у порталов (рис. 45).

Схема продольной вентиляции с портальной установкой и закрытием выхода из тоннеля
Рис. 45. Схема продольной вентиляции с портальной установкой и закрытием выхода из тоннеля

При открытом портале воздух, нагнетаемый через вентиляционный канал, расположенный под углом к оси тоннеля, выходит наружу, а при работе вентиляторов на вытяжку в основном происходит засасывание свежего воздуха через портал, в то время как в тоннеле воздух движется недостаточно интенсивно.

Поэтому входы в тоннель снабжают занавесами, состоящими из вертикальных стальных рам, на которые натянут брезент. Рамы уравновешены и перемещаются по роликам в направляющих. Открытие и закрытие занавеса происходят автоматически (с помощью контактных устройств в рельсовой цепи). Занавес ограждают сигналами. При несвоевременном открытии занавеса возможен его прорыв локомотивом.

Вентиляция тоннеля осуществляется следующим образом. При входе поезда в тоннель закрывается занавес у противоположного портала, и воздух нагнетается навстречу поезду. При этом воздух в тоннеле приводится в движение и вредные газы удаляются через входной портал. Эффективность проветривания усиливается, если за поездом, вошедшим в тоннель, опускается занавес и вентиляционная установка входного портала начинает работать на вытяжку. Реверсивность установок позволяет изменять направление движения воздуха.

Такая вентиляционная установка (рис. 46) действует у одного из порталов Моффатского тоннеля (США).

Вентиляционная установка Моффатского тоннеля
Рис. 46. Вентиляционная установка Моффатского тоннеля

Два вентилятора 4 (один из них резервный) подают воздух по каналам 5 всегда в одном направлении (в тоннель). Реверсивная работа установки обеспечивается наличием двух киосков 2 и 6 и затворов 3 и 7. При положении затворов, показанном штриховыми линиями, воздух, засасываемый через киоск 2, нагнетается в тоннель; при положении затворов, показанных сплошными линиями, воздух засасывается из тоннеля и выбрасывается через киоск 6. Работа системы обеспечивается наличием занавесов 1 у порталов.

Описанная система экономична и является наиболее целесообразной при малой частоте движения для длинных железнодорожных тоннелей, где она нашла широкое применение (Симплонский, Лечбергский и другие тоннели).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены