§ 21. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ВОЗДУХА, ПОДАВАЕМОГО ДЛЯ ПРОВЕТРИВАНИЯ

Железнодорожные тоннели. Во время движения поезда и нагнетания свежего воздуха в тоннель вредные газы не только разбавляются, но и вытесняются из тоннеля при концентрациях более высоких, чем ПДК. Моменту выхода локомотива из тоннеля соответствует начальная концентрация (г/м3) вредного газа в тоннеле

Начальная концентрация вредного газа в тоннеле,
(24)

где Ск — ПДК вредного газа, существующая в тоннеле в момент входа локомотива, г/м3;

М — количество вредного газа, выделенное локомотивом в тоннеле, г;

V — объем внутреннего пространства тоннеля, м3.

Для того чтобы к концу расчетного времени проветривания tк = 0,25 ч в тоннеле установилась концентрация вредного газа Ск ,необходимо подавать в тоннель Q м3/ч свежего воздуха.

По формуле проф. А. Н. Селиверстова необходимый объем проветривания (м3/ч)

Необходимый объем проветривания.
(25)

Эта формула применима, если интервал времени Т между поездами больше или равен интервалу проветривания, т.е. каждый поезд входит в уже полностью проветренный тоннель:

T ≥ tx + tн,
(26)

где tx — время хода поезда по тоннелю, ч.

Автодорожные тоннели. Массу выхлопных газов (кг/ч), выделяемых автомашиной, ориентировочно определяют по формуле

gi = (1+ 14,9α)qi,
(27)

где α — коэффициент избытка воздуха в горючей смеси (для карбюраторных двигателей α = 0,85÷0,90, для дизельных двигателей: груженых α = 2÷3, на холостом ходу α ≤ 1,8);

qi — расход горючего автомашиной определенного типа на уклоне, имеющемся в тоннеле, кг/ч.

С увеличением высоты (Н км) расположения тоннеля над уровнем моря расход горючего возрастает, что учитывается введением множителя k = 1 + 0,022Н.

Зная массу выхлопных газов, можно определить содержание в них ядовитых составляющих. Так, выхлопные газы карбюраторных двигателей содержат (по массе) до 6% окиси углерода, выхлопные газы дизельных двигателей — до 0,5% окиси углерода и до 0,12 — 0,16% акролеина. В первом случае объем проветривания определяют по разбавлению окиси углерода, во втором — по разбавлению акролеина, обладающего значительно большей токсичностью.

Поток из n автомашин, проходящих через тоннель в обоих направлениях со скоростью v км/ч, выделяет на 1 км следующее количество выхлопных газов (кг/ч):

Объем выхлопных газов выделяемых автомашинами,
(28)

где А(с) и А(п) — доля в общем потоке автомашин, идущих соответственно на спуск и подъем (А(с) + А(п) = 1);

mi — доля в потоке одного направления автомашин определенного типа;

g(с)i и g(п)i — количество выхлопных газов, выделяемое автомашинами одного типа соответственно на спуске и подъеме, кг/ч.

Зная состав автоколонн, можно определить количества выхлопных газов, выделяемых отдельно карбюраторными и дизельными двигателями на участке тоннеля длиной 1 км, и найти массу содержащихся в них вредных газов (окиси углерода — B1 окислов азота — В2 и акролеина — B3, г/ч).

Требуемый объем проветривания (м3/ч) для участка тоннеля длиной 1 км, расположенного на постоянном уклоне, равен большему из значений: по окиси углерода и окислам азота

Концентрация окисей углерода и азота;
(29)

по акролеину

Концентрация акролина
(30)

При намечаемом промышленном улучшении конструкции двигателей внутреннего сгорания и уменьшении количества выделяемых ими вредных газов может оказаться, что объем проветривания будет лимитироваться выделением тепла и влаги.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены