§ 24. ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ (ч. 4)
Поперечная вентиляция. При поперечной вентиляции в сечении тоннеля размещаются два параллельных канала (рис. 49), служащих соответственно для подачи свежего и удаления загрязненного воздуха. Перемещение воздуха в тоннеле происходит поперек его оси.
При этой системе значительно увеличиваются размеры выработки и трудности ее проходки, а также возрастают капитальные затраты.
В тоннелях кругового очертания вентиляционные каналы располагают вверху и внизу сечения (рис. 50, а). В тоннелях подковообразного очертания более целесообразно размещать оба канала над проезжей частью (рис. 50, б). При этом создается возможность устраивать более подъемистый свод, лучше работающий на вертикальные нагрузки, и отпадает необходимость в тяжелом перекрытии для пропуска подвижного состава. В этом случае воздух подается через вертикальные каналы в стенах в уровень проезжей части, где выпускается во внутреннее пространство тоннеля.
Недостатком расположения обоих каналов над проезжей частью является сложность герметизации разделительной перегородки между ними.
Воздух выпускается в тоннель через вытянутые вдоль его оси щели, расположенные несколько выше уровня проезжей части. Для вытяжки служат поперечные узкие (шириной 12—16 см) отверстия в подвесном потолке, расположенные через каждые 5—10 м по длине тоннеля и имеющие заслонки для регулирования ширины открытия. Сечение каналов назначают в зависимости от скорости движения воздуха, доходящей до 15—20 м/с. При больших скоростях резко возрастают сопротивления (зависящие от квадрата скорости) и мощность вентиляционной установки.
Длина каналов ограничивается возможностью равномерного выпуска воздуха в тоннель, так как по мере перемещения воздуха по каналу постоянного сечения падает напор и уменьшается интенсивность выхода воздуха в тоннель.
Для усиления равномерности выпуска воздуха регулируют размеры отверстий и число их по длине каналов и ограничивают длину каналов величиной 600—800 м, что соответствует расстоянию между порталами или стволами шахт, равному 1200—1600 м (см. рис. 49).
К достоинствам поперечной вентиляции относятся: быстрое удаление вредных газов из сечения тоннеля; поступление свежего воздуха по всей длине тоннеля; отсутствие в тоннеле движения воздуха с большими скоростями и опасности распространения огня вдоль тоннеля при пожаре; независимость вентиляции от силы естественной тяги и движения подвижного состава.
Недостатком, ограничивающим применение поперечной вентиляции, является ее высокая стоимость, связанная со значительным увеличением сечения тоннеля.
Поперечную систему вентиляции применяют в автомобильных тоннелях с большой интенсивностью движения.