§ 24. ИСКУССТВЕННАЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ ТОННЕЛЕЙ (ч. 3)

3. Схема с портальной установкой и открытыми входами в тоннель (система Саккардо). При интенсивном движении, требующем постоянно открытых входов, у порталов устраивают вентиляционные установки, вдувающие воздух в тоннель с большой скоростью через охватывающую сечение тоннеля узкую щель, расположенную под острым углом к его оси. При этом воздух в тоннеле приводится в движение за счет скоростного напора и одновременно через ближайший портал подсасывается свежий воздух.

При таком размещении портальной вентиляционной установки (рис. 47) вход в тоннель охватывает камера 1 длиной 2,5 м. Воздух нагнетается в камеру двумя вентиляторами 2, расположенными в надпортальном вентиляционном здании. Из камеры воздух с большой скоростью выходит через щель 3, расположенную по контуру камеры под углом около 15° к оси тоннеля.

Портальная установка для вентиляции тоннеля по системе Саккардо
Рис. 47. Портальная установка для вентиляции тоннеля по системе Саккардо

Площадь щели в ее наиболее узкой части определяют в зависимости от объема проветривания (с учетом подсоса через ближайший портал около 20% необходимого объема воздуха) и скорости выпускания воздуха, связанной с длиной тоннеля (для тоннелей длиной более 1 км эта скорость должна быть не менее 20 м/с).

Кроме установок нагнетательного типа, имеются вытяжные установки, производящие противоположное действие. Для тоннелей, вентилируемых через один портал, более целесообразна нагнетательная установка. При вентиляции с обоих порталов, применяемой в длинных тоннелях, одну из установок устраивают нагнетательного типа, другую — всасывающего. В длинных тоннелях желательно приспособлять направление подачи воздуха к направлению естественной тяги и движения транспорта. В этом случае возможно размещение внутри тоннеля реверсивной установки (рис. 48), обеспечивающей ускорение движения воздуха в направлении естественной тяги или поршневого проветривания.

Вентиляторы 1, расположенные в боковых камерах 3, нагнетают воздух перпендикулярно оси тоннеля. Направление движения воздуха, выходящего в тоннель через наклонные щели (например, 5), определяется положением затворов 2, 7 и 4, 6, которые могут быть поставлены вдоль или поперек каналов камеры (на чертеже затворы 4 и 7 показаны открытыми, 2 и 6 — закрытыми что соответствует выпуску воздуха через щель 5).

Реверсивная вентиляционная установка в тоннеле
Рис. 48. Реверсивная вентиляционная установка в тоннеле

Тоннель может быть оборудован вентиляцией по описанной системе без перерыва эксплуатации, если напряженность движения по нему сделает недостаточным естественное проветривание.

Проветривание по системе Саккардо длинных тоннелей с интенсивным движением не является достаточно эффективным вследствие малого коэффициента полезного действия установки, связанного с потерями мощности в щелях, помехами от естественной тяги и движения поездов и необходимостью преодоления больших напоров в сети.

При пуске вентиляторов значительная часть воздуха уходит через портал, пока в тоннеле не установится постоянный воздушный поток; аналогичное явление происходит при встречном движении транспорта. Недостатком системы является также увеличение концентрации вредных газов в воздухе тоннеля по мере удаления от нагнетательной установки.

Поршневое действие транспорта и естественная тяга могут значительно ослабить скорость движения воздуха и даже изменить ее знак. Поэтому при большой частоте движения (например, в автомобильных тоннелях) целесообразно разделять транспортные потоки противоположного направления, располагая нагнетательные установки у входного портала каждого из тоннелей.

К общим недостаткам всех схем продольной вентиляции относятся: большаяскорость воздуха в тоннеле, представляющая неудобства для людей и опасная в случае возникновения в тоннеле пожара; неравномерность концентрации вредных газов по длине тоннеля; значительное влияние, оказываемое на проветривание тоннеля естественной тягой и движением транспорта (это не относится к схеме портальной вентиляции с закрытием выхода из тоннеля).

Вследствие этого продольную вентиляцию редко применяют в автодорожных тоннелях, где она может быть рекомендована при устройстве параллельных тоннелей для раздельного движения или в виде так называемой струйной вентиляции, описанной далее.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены