Глава 28 ПОДЗЕМНЫЕ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

§ 116. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Станции на линиях метрополитенов предназначаются для обслуживания пассажиров и осуществления функций, связанных с движением поездов.

Обслуживание пассажиров заключается в обеспечении входа на станции, посадки, высадки, пересадки на станции других линий в местах их пересечений и выхода со станций.

Функции станций, обеспечивающие движение поездов, заключаются в приеме и отправлении поездов по графику, а также в их осмотре в случае необходимости.

На станции обычно имеются два пути одной линии метрополитена и одна или две пассажирские платформы, обслуживающие эти пути. Различают два вида платформ — островные и боковые. Островными называют платформы, по обе стороны которых расположены пути метрополитена. Боковыми являются платформы, к которым путь примыкает только с одной стороны.

На станциях метрополитена Советского Союза в соответствии со СНиП II-Д.3-68, как правило, применяют островные платформы и лишь в виде исключения допускают применение боковых платформ.

При значительной интенсивности пассажиропотоков в часы «пик» устраивают станции с тремя путями и двумя островными платформами. В местах пересечения линий иногда применяют станции, имеющие четыре пути и две островные или две боковые и одну островную платформу. На таких станциях осуществляются пересадки пассажиров с одного направления па другое. В большинстве случаев в местах пересечения линий устраивают пересадочные тоннели, связывающие отдельные станции между собой.

Для входа и выхода пассажиров служат лестницы, эскалаторы или лифты.

На станциях метрополитена предусматривают устройства для вентиляции, освещения и дренажа, а также помещения для обслуживающего персонала. По концам платформ устраивают металлические лестницы для входа в перегонные тоннели.

Конструктивные решения станций очень разнообразны. Это разнообразие определяется в первую очередь конструкциями и материалами обделок станций. Наиболее часто встречаются: двух- и трехпролетные, одно-, двух- и трех-сводчатые станции; реже — однопролетные, многопролетные и многосводчатые станции. В качестве материала для станционных обделок используют камень, монолитный бетон и железобетонные прямолинейные и криволинейные блоки, а также чугунные тюбинги.

Станции с плоскими перекрытиями (двух- и трехпролетные) имеют комбинированные обделки из монолитного железобетона с применением железобетонных прямолинейных блоков заводского изготовления. Для обделок одно-, двух- и трехсводчатых станций используются все перечисленные выше материалы.

Способ сооружения станций также до некоторой степени определяет их конструктивную форму. Так, станции с плоскими перекрытиями не сооружают закрытым способом; открытым же способом могут быть возведены станции любой конструктивной формы — как с плоскими перекрытиями, так и сводчатые. Опускными секциями сооружают, как правило, станции со сводчатыми обделками, но и здесь могут быть исключения.

На линиях советских метрополитенов преобладают мелко заложенные трехпролетные станции с обделками из монолитного или сборного железобетона и глубоко заложенные трехсводчатые станции двух основных конструктивных типов (пилонные1 и колонные) с обделками из чугунных тюбингов и железобетонных блоков.

Планировочные решения станций метрополитенов определяются следующими основными факторами: числом и расположением путей и платформ, конструктивным решением станции, примыканием к станции эскалаторных тоннелей и лестниц, а также расположением служебных помещений в пределах станции.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены