§ 115. СЪЕЗДЫ, ТУПИКИ, РАСТРУБЫ И ВЫХОДЫ ПЕРЕГОННЫХ ТОННЕЛЕЙ НА ПОВЕРХНОСТЬ (ч. 2)

Тупики. Для отстоя, осмотра и мелкого ремонта поездов метрополитена на концевых участках каждой линии за съездами предусматривают устройство тупиков. Длина тупиковых тоннелей зависит от состава поездов, курсирующих на линии; для восьмивагонных составов ее принимают равной — 200 м.

Тупиковые пути на линиях мелкого заложения располагают в обычных двухпутных перегонных тоннелях. Если же параллельно им расположены тупиковые участки главных путей, то этот четырехпутный участок располагают в трехпролетном тоннеле прямоугольного сечения (в крайних пролетах — главные пути, в среднем — два тупиковых).

Такие тоннели выполняют из монолитного железобетона, сборного железобетона или из железобетонных элементов перегонных тоннелей в сочетании с монолитным железобетоном (в среднем пролете).

Тупики на линиях глубокого заложения располагают в двух однопутных или одном двухпутном тоннеле кругового очертания Dн = 6,0 м или Dн = 9,5 м. Их обделки могут быть собраны из чугунных тюбингов или железобетонных блоков в зависимости от условий заложения. В благоприятных геологических и гидрогеологических условиях для обделки тупиков можно применять монолитный бетон или набрызгбетон.

В бетоне основания тупиковых тоннелей устраивают смотровые канавы для осмотра и ремонта вагонов; длина этих канав на 2 м превышает длину поезда. Персонал проходит вдоль канавы по служебной платформе (рис. 408), располагаемой в двухпутных тоннелях посередине, а в однопутном — сбоку. На продолжении тупиковых тоннелей устраивают линейный пункт и вентиляционную камеру.

Поперечное сечение тоннеля тупиков с обделкой из чугунных тюбингов
Рис. 408. Поперечное сечение тоннеля тупиков с обделкой из чугунных тюбингов

На конечных участках линии параллельно тупиковому тоннелю часто располагают тупиковые участки главных путей, используемые для отстоя поездов.

Раструбы. Раструбом называется участок линии метрополитена, на котором происходит разветвление двухпутного перегонного тоннеля на два однопутных, связанное с постепенным уширением междупутья.

Раструбы устраивают в местах примыкания двухпутного перегонного тоннеля к станции с островной платформой и при создании на мелко заложенных линиях тупиков.

Простейшее конструктивное решение раструба (рис. 409) представляет собой участок двухпутного тоннеля, в пределах которого нормальное междупутье (4, 10 м) постепенно расширяется до размера, требующегося для примыкания к нему двух однопутных тоннелей. Дальнейшее уширение междупутья до станционного происходит за счет увеличения ширины промежутка между однопутными тоннелями. В пределах раструба один из путей располагается на прямой, а другой отклоняется с введением кривой или оба пути симметрично отклоняются от продольной оси линии.

Конструкция раструба
Рис. 409. Конструкция раструба

Раструб состоит из трех участков различной конструкции: со средней стенкой при уширении одного из пролетов для габарита на кривой, с одним или двумя рядами колонн.

На одной из линий Московского метрополитена для обделки раструба использованы стандартные железобетонные элементы, составляющие обделку однопутных и двухпутных перегонных тоннелей (см. рис. 409). Это обстоятельство привело к необходимости введения переменных ширины и поперечного шага колонн на втором и третьем участках раструба и включения монолитного железобетона для конструкций средней части раструба.

Для создания тупиков за съездами на конечных участках мелко заложенных линий однопутные тоннели, примыкающие к съездам, постепенно сближаются и посредством раструба превращаются в двухпутный тупиковый тоннель. Конструктивное решение раструба аналогично рассмотренному выше.

Выходы перегонных тоннелей на поверхность. Выходы тоннелей метрополитена на поверхность устраивают для связи их с депо, железными дорогами или наземными участками. Их осуществляют при минимальной глубине засыпки над перекрытием. Тоннели (два однопутных или один двухпутный) переходят в выемку (рампу) с откосами или подпорными стенами (рис. 410). Портальная стена, разделяющая тоннель и выемку, поддерживает грунт лобовой поверхности выемки. На нее сверху опирается ограждение из железобетонных элементов, которое затем идет по обеим сторонам выемки.

Конструкция выхода перегонных тоннелей на поверхность
Рис. 410. Конструкция выхода перегонных тоннелей на поверхность

Конструкция подпорных стен состоит из стеновых и фундаментных блоков, применяемых для рамп транспортных пересечений. Фундаментные блоки устанавливают на песчаную подушку, утрамбованную механическими уплотнителями, поверх которой укладывают бетонную стяжку. Поверхности стен, обращенные к грунту, покрывают гидроизоляцией.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены