§ 117. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИИ (ч. 2)

Конструктивные формы станций метрополитенов

Однопролетные станции. Конструктивная форма станций зависит от геологических условий заложения, способа сооружения, материала обделки, а иногда и от условий эксплуатации.

Однопролетные станции (рис. 412, а) применяли на мелко заложенных линиях метрополитенов при расположении на станциях одной островной или двух боковых платформ. Однопролетные станции с двумя боковыми платформами распространены на линиях Парижского и других зарубежных метрополитенов.

Двухпролетные станции. Двухпролетная конструктивная форма станций (рис 412, б) получила наибольшее распространение на линиях Берлинского метрополитена, типовые станции которого имеют одну островную платформу. Такую же конструктивную форму имеют некоторые станции с двумя боковыми платформами.

На линиях Московского метрополитена эксплуатируется одна двухпролетная станция с островной платформой.

Трехпролетные станции. Трехпролетная конструктивная форма станции является наиболее универсальной, так как она может применяться при расположении одной, двух и трех платформ на станциях. Так, например при одной островной платформе трехпролетная станция (рис. 412, в) удобна в эксплуатации и представляет хорошие возможности для архитектурного оформления. Такая же конструктивная форма применима для станции с двумя островными платформами при расположении одного ряда колонн посередине каждой платформы.

Большинство мелко заложенных станций Московского метрополитена — трехпролетные.

Многопролетные станции. К многопролетным относятся станции с числом пролетов более трех. Наибольшее число пролетов на одной из нью-йоркских станций достигает девяти.

Продольные ряды колонн обычно располагают по одному ряду в междупутье и по одному (рис. 412, г) или по два ряда на каждой островной платформе, а иногда и по одному ряду на боковых платформах.

Конструктивная форма станций
Рис 412. Конструктивная форма станций:
а — однопролетная; б — двухпролетная; в — трехпролетная; г — многопролетная

Односводчатые станции имеют очень большое распространение на линиях зарубежных метрополитенов; такая конструктивная форма (рис. 413, а) применима для станций, заложенных на любой глубине. На линиях Московского метрополитена эксплуатируются две односводчатые станции.

Односводчатая конструктивная форма более всего применима для станций с одной островной или двумя боковыми платформами.

На линиях зарубежных метрополитенов одним сводом перекрывают станции с двумя островными и тремя (одна островная и две боковые) платформами расположенными в одном уровне. Пролеты таких станции в свету достигаю 22 и 27 м.

Возможно использование односводчатой конструктивной формы для создания объединенной пересадочной станции с двумя островными платформами, расположенными в двух уровнях (рис. 413, б).

Двухсводчатые станции. Двухсводчатая конструктивная форма (рис. 413, в) находит применение для станций с одной островной или двумя боковыми платформами как на линиях мелкого, так и на линиях глубокого заложения.

Конструктивная форма станций
Рис. 413. Конструктивная форма станций:
а — односводчатая; б — односводчатая двухъярусная; в — двухсводчатая

Двухсводчатые станции встречаются на линиях метрополитенов Москвы, Парижа, Лондона, Стокгольма, Нью-Йорка и других городов. К двухсводчатым относятся также станции с четырьмя боковыми платформами, расположенными в два яруса.

Трехсводчатые станции. Трехсводчатая конструктивная форма применима для станций метрополитенов, заложенных на любой глубине и сооруженных открытым, закрытым и специальными способами работ. Особенно широкое применение трехсводчатая конструктивная форма станций нашла на линиях глубокого заложения советских метрополитенов, где сооружено более 50 трехсводчатых станций с одной островной платформой (рис. 414, а).

При благоприятных геологических условиях в объеме трехсводчатой станции может быть размещено и большее число платформ (рис. 414, б).

Конструктивная форма станций
Рис. 414. Конструктивная форма станций:
а — трехсводчатая (2 пути); б — трехсводчатая (4 пути)

Многосводчатые станции. К многосводчатым относятся некоторые станции Чикагского метрополитена, имеющие четырехсводчатую конструктивную форму, а также совмещенные пересадочные станции Лондонского метрополитена, состоящие из четырех параллельных станционных тоннелей кругового очертания, расположенных в одном уровне. Каждый из этих тоннелей предназначен для размещения одного пути и одной боковой платформы.

Из всех рассмотренных выше конструктивных форм, встречающихся на метрополитенах мира, к наиболее целесообразным относятся трехпролетные и односводчатые для станций мелко заложенных линий и односводчатые и трехсводчатые для станций глубоко заложенных линий. В отдельных случаях могут найти применение однопролетные, двухпролетные и четырехпролетные станции (при четырех путях и двух или трех платформах) на мелко заложенных линиях.

Материалы станционных обделок

Материал, применяемый для создания обделки станции, является третьим существенным признаком каждой станции.

Материалами для станционных обделок могут быть кирпич, камень, монолитный бетон, монолитный железобетон, чугун (в виде тюбингов) и сталь (в виде балок). В настоящее время сооружают станции со сборными обделками из железобетонных блоков сплошного и ребристого сечения.

Стальные тюбинги применяли в практике строительства станций метрополитенов, но всегда как элементы временного крепления выработок, которые впоследствии заполняли бетоном и которые входили в состав постоянных железобетонных обделок станции как всякая другая оставляемая при бетонировании обделок временная крепь подземных выработок.

Станционные обделки сооружают как из однородных, так и из разнородных материалов. По этому признаку они подразделяются на обделки из однородных материалов и комбинированные из различных материалов.

К станционным обделкам из однородных материалов относятся обделки из каменной или кирпичной кладки, из монолитного бетона или железобетона, из чугунных тюбингов или железобетонных блоков.

К станционным обделкам, комбинированным из различных материалов, относятся обделки из каменной кладки, монолитного бетона и монолитного железобетона, из монолитного бетона и чугунных тюбингов, из монолитного бетона и железобетонных элементов или блоков, из монолитного железобетона и железобетонных элементов.

Примеры применения различных материалов для станционных обделок приведены далее при рассмотрении конструктивных решений станций.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены