§ 117. КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНЦИИ (ч. 1)

Число путей и платформ на станциях метрополитенов

Одноплатформенные станции. К этому типу станций могут относиться только станции с одной островной платформой, обслуживающей два пути (рис. 411, а). Одноплатформенными являются почти все станции метрополитенов СССР и Берлинского метрополитена, многие станции Парижского метрополитена, а также часть станций Лондонского, Нью-Йоркского и других метрополитенов мира.

Станции с островной платформой просто и удобно сообщаются с поверхностью и могут быть хорошо архитектурно оформлены.

Двухплатформенные станции могут быть с двумя боковыми, двумя островными, с одной островной и одной боковой платформами.

Станции с двумя боковыми платформами, обслуживающими два пути одной линии метрополитена, являются распространенным типом станций зарубежных метрополитенов (рис. 411, б). Две боковые платформы имеют большинство станций Парижского, Лондонского и Нью-Йоркского метрополитенов, а также многие станции метрополитенов других городов.

К достоинствам бокового расположения платформ относятся: общее полотно для путей обоих направлений в пределах станции, что упрощает эксплуатацию; возможность создания большого числа входов с тротуаров улиц на боковые платформы при мелком заложении станции.

Недостатком станций мелкого заложения с боковыми платформами является необходимость дополнительных устройств для перехода с одной платформы на другую и некоторые неудобства для пассажиров при таком переходе.

Станции с двумя островными платформами могут обслуживать три или четыре пути. Дополнительный путь и вторая островная платформа (рис. 411, в) предусматриваются для ускорения посадки и высадки пассажиров на станциях со значительными пассажиропотоками в часы «пик». В этом могут также нуждаться станции, расположенные у стадионов, парков, вокзалов и в других местах с интенсивным пассажирооборотом. Такое же расположение и число платформ и путей могут иметь станции, на которых происходит разветвление одной линии метрополитена на две.

Станции с двумя островными платформами, обслуживающие четыре пути (рис. 411, г), располагают обычно на пересечениях линий метрополитена между собой или с железнодорожными вводами.

На линиях Нью-Йоркского метрополитена такие станции используют для линий местного и экспрессного сообщения.

Схемы станций
Рис. 411. Схемы станций:
а — с одной островной платформой; б — с двумя боковыми платформами: в — с двумя островными платформами (3 пути); г — с двумя островными платформами (4 пути); д —  с одной островной и двумя боковыми платформами (4 пути)

Относительно небольшое число станций на линиях зарубежных метрополитенов имеют двухъярусное расположение двух островных платформ. Платформы нижнего и верхнего ярусов связаны между собой лестницами для пересадки с одного направления на другое.

Станции с одной островной и одной боковой платформами не относятся к распространенным типам станций на линиях зарубежных метрополитенов; их нет и на линиях метрополитенов Советского Союза. Одну островную и одну боковую платформы имеют некоторые станции Нью-Йоркского и Парижского метрополитенов, расположенные в местах устройства ответвлений от главных путей или разветвления одной линии метрополитена на две и обслуживающие три пути метрополитена.

Трехплатформенные станции могут быть трех типов: с одной островной и двумя боковыми платформами; с одной боковой и двумя островными платформами и с тремя островными платформами.

Станции с одной островной и двумя боковыми платформами имеют либо два пути одной линии метрополитена, либо четыре пути двух линий метрополитена, один их которых может быть и железнодорожным вводом.

Примеры первого случая имеются на линиях метрополитена Барселоны и Бостона. Такое расположение и число платформ и путей позволяют организовать раздельную высадку и посадку пассажиров.

Станции с одной островной и двумя боковыми платформами, обслуживающими четыре пути, рациональны для объединенных пересадочных станций (см. рис. 411, д). На одной из станций метрополитена Барселоны средняя островная платформа длиной 250 м обслуживает железнодорожные пути, а две боковые платформы длиной по 100 м — пути метрополитена.

Такие станции имеются и на линиях Нью-Йоркского метрополитена, где островная платформа предназначена для экспрессных линий, а боковые — для местных.

Станции с одной боковой и двумя островными платформами обслуживают пять путей. Такое число путей возможно, например, на станции, совмещающей две линии метрополитена или одну линию метрополитена и железнодорожный ввод и в то же время расположенной на разветвлении одной из проходящих через станцию линий метрополитена.

Станции с тремя островными платформами могут иметь применение при четырех и шести путях, проходящих через станцию. Единичные примеры таких станций имеются на линиях Нью-Йоркского метрополитена.

Многоплатформенные станции (с четырьмя и большим числом платформ) не получили широкого распространения. Максимальное число платформ имеет одна из нью-йоркских станций, в состав которой входят две боковые и четыре островные платформы.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены