§ 118. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 2)

Следует различать два основных случая примыкания эскалаторных тоннелей к станциям метрополитена.

Первый случай (рис. 415) — ось наклонного эскалаторного тоннеля в плане совпадает (или имеет угол, близкий к 180°) с продольной осью станции, а нижняя площадка эскалаторов располагается на уровне станционной платформы

Примыкание эскалаторного тоннеля к трехсводчатой станции
Рис. 415. Примыкание эскалаторного тоннеля к трехсводчатой станции:
1 — наклонный эскалаторный тоннель; 2 — посадочная пассажирская платформа; 3 — средний зал станции; 4 — пилон; 5 — проход; 6 — торцовая стена

Второй случай (рис. 416) — ось наклонного эскалаторного тоннеля в плане образует угол с продольной осью станции, а нижняя площадка эскалатора располагается на уровне, находящемся на ~3,15 м выше уровня станционной платформы, т.е. на уровне мостика, проходящего над поездами метрополитена.

В первом случае длина среднего зала (при устройстве эскалаторных тоннелей с двух торцов станции и сквозного среднего зала) определяется чаще всего возможным расположением наземных вестибюлей в районе городской застройки.

Примыкание эскалаторного тоннеля к односводчатой станции
Рис. 416. Примыкание эскалаторного тоннеля к односводчатой станции:
1 — наклонный эскалаторный тоннель; 2 — натяжная камера эскалаторов; 3 — подходной коридор; 4 — щитовая камера; 5 — служебные помещения; 6 — островная платформа

Во втором случае длина среднего зала станции гораздо меньше зависит от расположения наземных вестибюлей, поэтому ее можно принимать в зависимости от числа проходов (при пилонном типе) и пролетов (при колонном типе) станции.

Минимальная длина среднего зала станции должна составлять не менее 1/4 длины посадочных пассажирских платформ и позволять разместить необходимое число проходов (или пролетов) между средним залом и боковыми платформами.

Число проходов из среднего зала станции на боковые платформы обычно принимают от четырех до десяти с каждой стороны и выбирают в зависимости от интенсивности ожидаемых пассажиропотоков, определяемой расположением станции в городе. Число проходов может быть определено также по формуле

,
(254)
 

где 3 500 — пропускная способность на 1 м ширины прохода при двустороннем движении, чел-ч; k — коэффициент неравномерности использования проходов, принимаемый равным 2; bпр — ширина прохода, м; t — интервал между поездами, мин.

При проектировании станций колонного типа с укороченным средним залом число пролетов рекомендуется назначать равным полуторному числу проходов, которое должно быть принято при таких же условиях для станций пилонного типа, что дает в обоих случаях приблизительно одинаковую длину среднего зала.

При назначении длины среднего зала станции следует проверять условия эксплуатации посадочных пассажирских платформ в пределах глухих участков посадочных платформ. При этом исходят из условия, что пассажиры, использующие глухие участки посадочных платформ, должны пройти через крайние станционные проходы, соединяющие средний тоннель станции с боковыми. Поэтому длину глухих участков посадочных платформ l' проверяют по пропускной способности одного прохода станции за время, соответствующее интервалу между поездами:

,
(255)
 

где k' — коэффициент, учитывающий плотность заполнения платформы. При η, равном 0,75; 0,55; 0,33 м2, коэффициент k' соответственно равен 1,0; 0,75; 0,5; b' — ширина глухой части посадочной платформы за вычетом ширины предохранительной полосы, м.

Ширина среднего зала в значительной степени зависит от способа примыкания к станции наклонного эскалаторного тоннеля.

При продольном примыкании эскалаторов к станции (первый случай) минимальная ширина среднего зала станции должна быть равна 7 м при трех эскалаторах и 8,5 м при четырех.

Для случая примыкания эскалаторов под углом к станции (второй случай) минимальная ширина среднего зала может составлять 6 м (вместо 7 м в первом случае).

Увеличение ширины среднего зала по сравнению с минимальной диктуется как интенсивностью пассажиропотоков, так часто и самим конструктивным типом станции, особенно для станций на глубоко заложенных линиях при заданных диаметрах станционных тоннелей.

Внутренний диаметр станционных тоннелей выбирают исходя из габарита приближения строений для станций метрополитенов и расчетной ширины посадочной пассажирской платформы (рис. 417). При этом учитывают расположение на платформе стен, поддерживающих облицовку пилонов, и необходимость пропуска за стеной воздуха через вентиляционную щель шириной не менее 20 см.

Определение величины внутреннего диаметра станционных тоннелей
Рис. 417. Определение величины внутреннего диаметра станционных тоннелей

Высота станций (в отделке) определяется конструктивной формой ее обделки, а иногда требованиями архитектурного оформления и обычно принимается не менее 4 м.

Высоту проходов, соединяющих средний и боковые тоннели станции между собой, устанавливают в зависимости от диаметра и конструкции станционных тоннелей в пределах от 2,5 до 3,5 м.

Ширину проемов принимают достаточной по условиям эксплуатации станций и кратной ширине колец обделки (3—4 м), допускается уменьшение до 2,5 м.

Важным фактором, влияющим на некоторые размеры станций, является требуемое число эскалаторов.

Число эскалаторов nэ зависит от часового пассажирооборота станции nnпл (n — число пар поездов в час) и пропускной способности одного эскалатора, принимаемой равной 8000 чел/ч, т.е.

.
(256)
 

Для сообщения станции с поверхностью принимают минимально три эскалатора, из которых один работает на вход, другой — на выход, третий является запасным. При больших пассажиропотоках число эскалаторов увеличивают до четырех (в одном торце станции) или до шести (по три в каждом торце станции). При этом эскалаторы высотой 5—7 м устраивают только для подъема пассажиров, а при высоте более 7 м — для подъема и спуска.

На некоторых зарубежных метрополитенах (Лондонский, Парижский, Нью-Йоркский) взамен эскалаторов применяют лифты. На метрополитенах Советского Союза лифты пока не применялись, так как они имеют малую пропускную способность по сравнению с эскалаторами. Однако на отдельных станциях, имеющих незначительные пассажиропотоки, многоместные скоростные лифты могут быть применены.

Ширину лестниц, соединительных коридоров и переходов над путями принимают, исходя из часового пассажирооборота станции и норм для расчета их пропускной способности.

При определении основных размеров станций следует учитывать, что число дверей в вестибюлях, эскалаторов, кабин лифтов и ширина лестниц должны соответствовать площади платформы, числу и ширине проходов1.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены