§ 118. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 1)

Основными размерами станций метрополитена являются: длина и ширина посадочных платформ, длина и ширина среднего зала станции, высота станции в свету, ширина и высота проходов или пролетов.

Длину станций принимают равной длине посадочных пассажирских платформ L, которая зависит от числа вагонов в составе проходящих через станцию поездов:

L = lnв + a
(249)
 

где l — длина вагона между центрами сцепных приборов; nв — число вагонов в составе поезда; а — запас на неточность остановки поездов, принимаемый равным не менее 3 м.

Для определения ширины посадочных пассажирских платформ можно пользоваться формулой, определяющей площадь платформы ω*:

ω = nплη,
(250)
 

где nпл — число пассажиров, одновременно находящихся на платформе в часы «пик»; η — плотность заполнения платформы, измеряемая в м2 на 1 чел.

Число пассажиров, одновременно находящихся на платформе, определяется по формуле

nпл = 170nв(pв + pп)/100,
(251)
 

где 170 — расчетная величина заполнения вагонов; pв и pп — высадка и посадка пассажиров на данной станции в % по отношению к общему числу пассажиров в поезде.

Возможная высадка и посадка пассажиров на станции принимается по данным обследования пассажиропотоков в том районе города, где предполагается сооружение станции метрополитена.

Опыт эксплуатации станций метрополитенов в Москве и Ленинграде показывает, что обычно суммарные проценты высадки и посадки (рв + рп) пассажиров составляют от 20 до 50% общего числа пассажиров поезда.

* Излагаемая методика определения ширины посадочных пассажирских платформ, числа проходов и длины глухих участков станции аналогична применяемом Метрогипротрансом.

Исключение составляют станции, расположенные у театров, вокзалов, парков и стадионов, для которых в часы «пик» высадка и посадка пассажиров могут составить от 50 (для театров, вокзалов и парков) до 100% (для стадионов). В последнем случае может иметь место либо высадка всех пассажиров поезда, либо посадка, особенно когда станции, расположенные у стадионов, являются конечными станциями линий метрополитена.

Наибольшей плотностью заполнения платформ, при которой допустимо встречное движение пассажиров, является плотность η = 0,33 м2 на человека. Движение пассажиров при такой плотности может происходить со скоростью не более 0,7 км/ч.

Нормальной плотностью заполнения платформ считается плотность η = 0,75 м2 на человека. При такой плотности и встречном движении скорость передвижения пассажиров равна 3 км/ч.

При определении требуемой площади посадочной платформы по формуле (250) может быть принята плотность заполнения платформы от 0,33 до 0,75 м2 на человека в зависимости от условий эксплуатации станций. Так, например, для станций, расположенных у стадионов с массовыми пассажиропотоками, соответствующими полной пропускной способности всех эскалаторов в определенные дни, при расчете площади платформы следует принимать η = 0,33 м2 на человека.

Для станций, расположенных в центре города, у театров и вокзалов, для которых массовые пассажиропотоки с меньшей, чем в предыдущем случае, интенсивностью имеют место гораздо чаще, можно принимать плотность заполнения платформы η = 0,55 м2 на человека.

При определении ширины пассажирской платформы по найденной ее площади ω необходимо учитывать, что расчетная длина посадочной платформы lрдолжна приниматься равной длине поезда между крайними дверями, включая их ширину. Для вычисления величины lр следует из полной длины поезда вычесть сумму расстояний от начала поезда до первой двери и от последней двери до конца поезда (~7 м).

Ширина платформы, вычисленная исходя из найденной площади ее о и расчетной длины lр, должна быть увеличена на 0,45 м (ширина полосы, ограниченная предохранительной линией).

Таким образом, необходимая ширина посадочной пассажирской платформы

b = ω/lр + 0,45.
(252)
 

Величина b представляет собой ширину одной посадочной платформы для двух- или трехсводчатых станций пилонного типа, где посадочные платформы расположены в самостоятельных боковых тоннелях станции.

Для определения ширины В островной платформы односводчатых или однопролетных станций можно пользоваться формулой

B = 2b + b0,
(253)
 

где b0 — дополнительная ширина платформы, учитывающая продольное движение пассажиров по платформе.

На однопролетных и односводчатых станциях, не имеющих среднего зала платформы (островная или две боковые) служат не только для высадки и посадки пассажиров в поезда, но и для их продольного движения к эскалаторам или лестницам и в обратном направлении. Величину b0 рекомендуется принимать равной 2 или 3 м в зависимости от числа эскалаторов (3 или 4) или ширины лестниц, связывающих станцию с поверхностью земли. При этом ширина лестницы может быть приведена к эквивалентному ей числу эскалаторов, исходя из норм пропускной способности одного эскалатора и лестницы шириной 1 м.

Для колонных станций, где два или три тоннеля объединяются в единый станционный объем, полная ширина островной платформы может быть определена также по формуле (253), но увеличена на 1 м при расположении на платформе одного ряда колонны и на 2 м при расположении на платформе двух рядов колонн. При этом ширина боковых участков платформ (от края платформы до грани колонны) может быть уменьшена по сравнению с расчетной шириной b при шаге колонн от 3 до 4 м — на 1 м, при шаге колонн более 4 м — на 1,5 м.

Независимо от расчета минимальная ширина платформ должна приниматься равной:

  • 1) для односводчатых (и однопролетных) станций с одной островной платформой — 8 м;
  • 2) для станций с двумя боковыми платформами — по 4 м каждая;
  • 3) для колонных станций (с двумя рядами колонн) полная ширина платформы — не менее 12 м и от края платформы до наружной грани колонн в отделке — не менее 2 м;
  • 4) посадочные пассажирские платформы для глухих участков пилонных и колонных станции должны иметь ширину не менее 3,2 м.

Эти минимальные размеры платформ должны приниматься в тех случаях когда полученная по расчету ширина посадочной пассажирской платформы bоказывается меньше 3,2 м или когда она определяет полную ширину островной или боковой платформы, меньшую указанной в пп. 1, 2, 3.

Средний зал как самостоятельный элемент присущ только трехсводчатой конструктивной форме станции. Длина среднего зала во многих случаях определяется возможным примыканием к станции одного или двух наклонных эскалаторных тоннелей при определившемся положении входных вестибюлей на плане городской застройки.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены