§ 99. СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЕЙ ПОД СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ (ч. 3)

Противоаварийный шлюз используют по прямому назначению в крайне редких случаях, когда необходимо вывести людей при затоплении тоннеля.

Этот шлюз должен быть всегда открытым в сторону высокого давления и подготовленным к немедленному использованию; его длину принимают с таким расчетом, чтобы вместить весь работающий персонал при условии шлюзования стоя.

Использование рабочих и аварийных шлюзов не по прямому назначению запрещается. В качестве исключения допускается проведение геодезических работ через противоаварийный шлюз и геодезический прикамерок длиной 1,8—2,0 м, представляющий собой дополнительное звено этого шлюза.

Так как удлиненный шлюз имеет три двери, то создается возможность вести геодезические работы в прикамерке, не закрывая дверь основного шлюза со стороны высокого давления.

Все шлюзовые аппараты должны быть оборудованы кессонными приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности. Для пропуска длинномерных материалов используют специальный шлюз — трубу диаметром 25—50 см. Для технических и санитарно-гигиенических нужд через шлюзовую перегородку проводят целый комплект труб и электрических кабелей (см. рис. 344).

При производстве работ под сжатым воздухом необходимо иметь специальные предохранительные устройства, дающие возможность быстро покинуть тоннель: аварийный помост, шлюз и предохранительную (спасательную) перегородку — экран 1 (рис. 348). Аварийный помост 3 шириной 1 м помещают в верхней части сечения тоннеля на всем протяжении от щита до шлюзовой перегородки. Помост имеет поручни и специальное освещение, позволяющее различать предметы в тумане. На расстоянии не более 75 м одна от другой устраивают лестницы 2, связывающие помост с лотковой частью.

Устройства для обеспечения безопасности работ под сжатым воздухом
Рис. 348. Устройства для обеспечения безопасности работ под сжатым воздухом

Предохранительный экран представляет собой воздухонепроницаемую стальную диафрагму, помещаемую в верхней части тоннеля на расстоянии не более 35 м от щита. В состав экрана входит шлюз вместимостью 2—4 чел. Экран предотвращает затопление тоннеля выше уровня нижней кромки экрана, так как его действие основано на принципе водолазного колокола.

Особенности работ под сжатым воздухом. При работе в забое под сжатым воздухом необходимо выполнять ряд выработанных практикой мероприятий для обеспечения полной безопасности проходки1. Проходку щитом под сжатым воздухом следует вести, как правило, глухим забоем и без перерывов; при креплении и перекреплении забоя необходимо ограничивать высоту одновременной разработки величиной 30 см. Породу необходимо разрабатывать сверху вниз одновременно во всех ячейках каждого яруса. Одновременная разработка породы в нескольких ярусах допустима лишь при оборудовании ножевой части щита разделительными устройствами. Крепление забоя необходимо осуществлять гидравлическими забойными домкратами, а в перерывах между передвижками щита — дополнительной системой жесткой крепи. Следует также иметь постоянный запас материалов для быстрой ликвидации начавшегося прорыва. К таким материалам относятся пригнанные по контуру щита доски, запас пакли, глины и мешков.

Особенностью взрывных работ является обеспечение от повреждения лобовых устройств, что достигается применением мелких шпуров и небольших зарядов, рассчитанных только на рыхление породы, а также возможность допуска людей к забою после взрыва при условии открытия сифонной трубы в течение 1 ч. Проходка подводных тоннелей с применением каких бы то ни было взрывных работ при толщине слоя породы менее 10 м недопустима. Если же толщина слоя породы превышает 10 м, допускается электровзрывание, но лишь при условии применения взрывных машинок и рубильников закрытого типа огневое взрывание совершенно исключено.

Газовая сварка в зоне сжатого воздуха запрещена.

Электросварка допускается только для тех предметов, которые не могут быть сварены вне зоны сжатого воздуха. Место электросварки должно быть ограждено несгораемыми щитами, а корпусы аппаратов должны быть надежно заземлены. Подмости и крепь необходимо выполнять из огнестойких материалов. Применение легковоспламеняющихся материалов должно быть ограничено, в особых случаях хранение таких материалов допустимо в металлической закрытой таре.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены