§ 99. СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЕЙ ПОД СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ (ч. 2)

Шлюзовые перегородки и их оборудование. Назначение шлюзовых перегородок в тоннелях заключается в том, чтобы оградить зону сжатого воздуха от зоны нормального давления и обеспечить между ними производственную связь. Поэтому перегородки снабжаются устройствами для пропуска людей, материалов и различного оборудования. Конструктивные формы перегородок зависят главным образом от применяемых материалов и размеров поперечного сечения тоннелей. В качестве материалов используют сталь, железобетон, бетон и сравнительно редко кирпич.

Наибольший практический интерес представляют разборные стальные перегородки (рис. 344), которые могут быть перенесены в другое место по мере удаления щита на расстояние 200—250 м.

Стальная шлюзовая перегородка
Рис. 344. Стальная шлюзовая перегородка:
1 — труба к аккумулятору; 2 — воздухопровод низкого давления; 3 — пожарный водопровод; 4 — воздухопровод высокого давления; 5 — труба от гидроаккумуляторов; 6 — труба для подачи бетонном смеси; 7 — людской шлюз; 8 — вентиляционная труба; 9 — патрубок для предохранительного клапана; 10 — шлюз-труба; 11 — сифонная труба; 12 — материальный шлюз; 13 — дренажная труба

Конструкция стальной перегородки представляет систему главных и вспомогательных балок. Главные балки, расположенные по вертикальному и горизонтальному диаметрам, имеют монтажный стык в центральном узле. Со стороны зоны сжатого воздуха систему балок покрывают стальными листами толщиной 8—10 мм, прикрепленными по окружности к кольцевым прокладкам, защемленным между тюбингами.

Воздухонепроницаемость перегородки обеспечивается резиновыми прокладками.

Расчетное давление на перегородку принимают равным полуторному рабочему давлению, но не ниже 3,5 кгс/м2. Суммарное давление сжатого воздуха, воспринимаемое перегородкой, передается на главные балки, а через них и диагональные подкосы — на обделку.

Перегородки из бетона со стальными шлюзами (рис. 345) имеют то относительное преимущество, что они обеспечивают наибольшую плотность всех взаимных примыканий оборудования и бетона, укладываемого в пластическом состоянии.

Бетонная шлюзовая перегородка со стальными шлюзами
Рис. 345. Бетонная шлюзовая перегородка со стальными шлюзами:
1 — зона повышенного давления; 2 — бетонная перегородка; 3 — аварийный шлюз; 4 — геодезический прикамерок; 5 — зона нормального давления; 6 — рабочий шлюз; 7 — шлюзовая труба; 8 — материальный шлюз; 9 — уровень откаточных путей

Шлюзовые перегородки из железобетона (рис. 346) громоздки в конструктивном отношении. Особенностью этой конструкции является то, что перегородки и шлюзы выполняются из железобетона, а двери — из стали.

В состав оборудования перегородок всех типов входят шлюзовые аппараты, патрубки для присоединения труб и клапаны.

Железобетонная шлюзовая перегородка
Рис. 346. Железобетонная шлюзовая перегородка:
1 — железобетонная перегородка; — аварийный шлюз; 3 — материальный шлюз; 4 — геодезический прикамерок; 5 — железобетонная перегородка; 6 — железобетонное перекрытие; 7 — подготовка из тощего бетона

Обычно в шлюзовых перегородках тоннелей больших поперечных сечений применяют 4 шлюза (рис. 347) следующего назначения: два нижних — материальные, один верхний — для рабочих, второй верхний — противоаварийный.

Шлюзовой аппарат
Рис. 347. Шлюзовой аппарат:
1 — кран для понижения давления; 2 — двойные краны для выпуска сжатого воздуха

Первые имеют назначение шлюзовать породу и строительные материалы, второй — пропускать через перегородку рабочих и технический персонал и третий служит запасным выходом в случае аварии.

Стальные шлюзы в отличие от обычных, применяемых в кессонной практике, изготовляют в виде котлов большой длины (до 6—8 м). Размеры поперечного сечения назначают по условиям безопасности и по условиям их эксплуатации.

Диаметр материальных шлюзов, определяемый по размерам вагонеток, равен 1,8—2,1 м, а шлюзов для рабочих из условия нахождения в шлюзе стоящих людей равен 1,9—2,0 м. Для унификации типоразмеров шлюзов принимают диаметр поперечного сечения 2 м.

Длину материальных шлюзов определяют по условию одновременного пропуска трех-четырех вагонеток. Для пропуска сцепа вагонеток в зону нормального давления по рельсовому пути, уложенному внутри шлюза, необходимо устраивать откидное рельсовое звено длиной 1 м. Это звено должно подниматься или опускаться при открывании двери в сторону повышенного давления. Длину шлюзов для рабочих назначают по условиям размещения в них всей смены рабочих и технического персонала, шлюзующихся одновременно.

С обеих сторон шлюза имеются скамьи для сидения; их длину определяют по норме 0,4 м на каждого шлюзующегося.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены