§ 98. ГИДРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ РАБОТЫ

Вода может проникать в тоннель через болтовые отверстия, швы, отверстия для нагнетания, а также микротрещины, образующиеся вдоль закладных деталей в железобетонных элементах. Гидроизоляционные работы в тоннелях, сооружаемых из чугунных тюбингов, ведут одновременно со сболчиванием и постановкой гидроизоляционных шайб 2, вдавливаемых между болтом и тюбингом стальными шайбами сферической формы 1, которые обжимаются гайками (см. рис. 239).

Гидроизоляционные шайбы изготовляют из пластических масс. В качестве исходного материала служит гранулированный полиэтилен высокой плотности (для болтовых отверстий) и полиэтилен, совмещенный с полиизобутиленом в соотношении 2 : 1 повышенной эластичности (для инъекционных отверстий).

Для предотвращения процессов, вызывающих старение, в указанные материалы вводят добавки — термостабилизаторы и светостабилизаторы. Такие шайбы можно применять при температуре от + 25° до –15° С.

Применение шайб из пластических масс позволяет устанавливать постоянные болты без их последующей замены и сокращает объем работ по ремонту гидроизоляции.

Изоляция швов между тюбингами достигается несколькими приемами. Так как обработанные резцом поверхности бортов не могут предотвратить поступление воды, то необходимо производить зачеканку канавок при помощи специальных замазок или шнуров, уплотняемых пневматическими чеканочными молотками. Материалами для таких уплотнителей могут быть цементы высоких марок, освинцованный шнур и полимерные смолы. Все эти материалы водонепроницаемы, химически стойки и при тщательной очистке канавок прочно соединяются с чугуном. Швы между тюбингами перед заполнением изоляционными материалами должны быть тщательно очищены от грязи и масел. Этот процесс обычно выполняют при помощи пескоструйных аппаратов или механических щеток.

Рабочие, ведущие очистку, должны быть защищены специальными шлемами-респираторами.

В очищенные до металлического блеска швы послойно наносят и тщательно зачеканивают при помощи рубильно-чеканочных молотков гидроизоляционный материал — замазку из расширяющегося (РЦ) и быстротвердеющего расширяющегося (БРЦ) цемента. Замазку из цемента БРЦ приготовляют на месте работ небольшими порциями; влажность ее не более 10 %. Швы можно заполнять замазкой вручную, а также с использованием специальных укладчиков.

Освинцованный шнур с асбестобитумным сердечником имеет эллиптическое сечение 9×6 мм и применяется в наиболее ответственных случаях для заполнения канавок чугунных тюбингов с целью прекращения притока воды через швы.

Гидроизоляционную замазку используют при всех сборных тоннельных обделках — чугунных, бетонных и железобетонных.

При уплотнении замазки в чеканочных канавках бетонных и железобетонных блоков необходимо принимать меры против их повреждений. Для этого на пики рубильно-чеканочных молотков надевают упругие наконечники.

Материалами для гидроизоляции стыков бетонных и железобетонных элементов обделки служат специальные замазки, имеющие в основе водонепроницаемый безусадочный цемент (ВБЦ) или полимерные материалы в виде эпоксидно-фурановой мастики. Последняя представляет композицию синтетических смол (эпоксидной ЭД-5 и фурановой ФА), наполнителей (пылевидный кварц) и отвердителей (БСК и полиэтиленполиамин ПЭПА).

Такие замазки наносят в холодном состоянии на стыкуемые поверхности элементов обделки, что обеспечивает водонепроницаемость стыков; чеканочные канавки в этом случае должны иметь глубину 40—50 мм.

В последнее время создан новый гидроизоляционный материал — быстросхватывающийся уплотняющий состав БУС, состоящий из гипсоглиноземистого расширяющегося цемента, портландцемента и хризолитового асбеста седьмого сорта. Этот материал отвечает всем техническим требованиям на гидроизоляцию швов сборных тоннельных обделок.

В оболочках железобетонных конструкций из элементов ребристого сечения часто возникают трещины. Эти трещины изолируют нанесением торкретного слоя из асбестоцементной смеси (цемент марки 500 — 90 %, асбестовая пыль — 7 %, алюминат натрия — 3 %).

Временные болтовые связи подлежат удалению. Болтовые отверстия закрывают и изолируют так же, как и чеканочные канавки.

Изоляция отверстий для нагнетания достигается при помощи плоских асбестобитумных или полимерных шайб, помещаемых под заплечики чугунных нарезных пробок, а также при помощи замазки из цемента ВРЦ до зачеканки канавок. Контроль качества гидроизоляции выполняют проверкой водонепроницаемости стыков при контрольном нагнетании, а канавок и отверстий — при гидростатическом испытании под давлением до 5 кгс/см2, что и оформляют в журнале учета работ.

Все гидроизоляционные работы необходимо вести по принципу поточности при двух или трех вспомогательных тележках возможно ближе к щиту, но там, где положение колец в породе полностью стабилизировалось (на расстоянии 30 м от щита). Работы должны проводиться звеньевым методом с обеспечением возможности повышения производительности труда.

Для выполнения гидроизоляционных работ в тоннелях средних и больших сечений с железобетонной и чугунной обделками рационально применять-облегченные передвижные тележки. Это позволяет повысить производительность труда и улучшить условия работы чеканщиков.

На Московском метрострое такая инвентарная тележка (рис. 343) имеет в составе разборной конструкции следующие элементы: ходовые рамы 1, на которые оперты три трубчатые поперечные фермы 2, соединенные между собой на болтах двумя средними фермами 3, верхнюю и две боковые складывающиеся рабочие площадки 4, четыре опорных устройства, направляющие балки 5 и кронштейны 6.

К тележке может быть подключен сжатый воздух и электроэнергия через понижающий трансформатор (до 12 В).

При помощи двух ручных червячных лебедок тележка перемещается по направляющим балкам.

Облегченная инвентарная тележка
Рис. 343. Облегченная инвентарная тележка

Рабочие площадки тележки расположены так, что с них обеспечен свободный доступ к любому месту периметра тоннельной обделки и выполнение операций нагнетания, переболчивания, очистки и чеканки швов и монтажных работ без перерыва движения тоннельного транспорта.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены