§ 146. ТРАНШЕЙНЫЙ СПОСОБ

Крепь траншей состоит из вертикальных стоек, установленных через 1—2 м одна от другой. За них заводят горизонтальные доски, поддерживающие грунт. Между стойками ставят деревянные распорки (рис. 529).

Крепление траншей
Рис. 529. Крепление траншей:
1 — стойки; 2 — распорки; 3 — доски

В качестве меры борьбы с водой применяется открытый водоотлив изнутри траншеи.

После того как траншеи вырыты и закреплены, на их дно укладывают подготовку из тощего бетона, затем выравнивающий слой штукатурки, на которую наклеивают или наносят гидроизоляцию. Гидроизоляцией покрывают также защитные стенки в траншеях с внешней стороны тоннеля. Затем устанавливают лекала и опалубку с внутренней стороны тоннеля и ведут бетонирование стен отдельными столбами. После достижения бетоном столбов проектной прочности вскрывают поверхность между стенами до требуемой отметки для укладки железобетонных элементов перекрытия.

Конструкцию покрывают гидроизоляцией и защитным слоем из цемент-но-песчаного раствора, после этого засыпают грунтом с послойным уплотнением и восстанавливают проезжую часть улицы.

Грунт ядра удаляют экскаватором под защитой перекрытия. Лоток бетонируют отдельными полосами после наклейки или нанесения гидроизоляции на подготовительный слой из бетона, поверхность которого выравнивают цементно-песчаным раствором.

Для производства всех этих работ необходимо лишь обеспечить наклонный въезд на уровень низа тоннеля. Для этого выбирают такие места среди городских кварталов, раскрытие которых не мешает нормальному движению городского транспорта.

Разновидностью того же траншейного способа сооружения тоннелей мелкого заложения является так называемый миланский способ, впервые примененный на строительстве некоторых зарубежных метрополитенов. В практике советского метрополитена этот способ несколько преобразован (рис. 530).

Сооружение стен тоннелей метрополитена траншейным способом с применением раствора бентонитовой глины
Рис. 530. Сооружение стен тоннелей метрополитена траншейным способом с применением раствора бентонитовой глины:
1 — бурильный агрегат СВД-5ОО; 2 — ленточный транспортер; 3 — экскаватор Э-221; 4 — бетоноукладочная установка на передвижной платформе; 5 — самородный кран K-161

Стены перегонных тоннелей с обделкой из монолитного железобетона сооружают в траншеях шириной 0,5 м, заполняемых для их крепления суспензией из бентонитовой глины. Бентонит — разновидность глины — очень гигроскопичен и при соединении с водой образует глинистый коллоидный раствор. Количество бентонита в растворе принимают от 4 до 18 % в зависимости от условий. Плотность его (γ = 1,02 т/м3) препятствует прониканию грунтовой воды во внутреннее пространство тоннеля.

Разработку грунта в траншеях ведут бурильным агрегатом СВД-500, состоящим из экскаватора со снятой стрелой, рамы, направляющего шаблона с эрлифтной системой и бурового снаряда.

Агрегат СВД-500 устанавливают в заранее подготовленной траншее глубиной 2 м. По мере проходки траншеи ее заполняют раствором бентонитовой глины, приготовленным в глиномешалке. Разработанный грунт, смешанный с бентонитовым раствором, выкачивают в виде пульпы в траншею глубиной 2 м, отрытую с откосами 1:1 вдоль всего участка по оси тоннеля (см. рис. 530). Из этой траншеи пульпа грузится экскаваторами в самосвалы. После очистки при помощи сито-гидроциклонной установки СГУ-4 бентонитовый раствор используют повторно.

В заполненных бентонитовым раствором траншеях подводным бетонированием возводят железобетонные монолитные стены. Бетонирование ведут на участке длиной 100 м, разделенном на секции по 5 м железобетонными сваями, опущенными в траншею на глубину на 2 м ниже отметки подошвы тоннеля. В каждую секцию предварительно опускают каркас из арматуры. Разделяющие сваи и арматурные каркасы устанавливают самоходным краном К-161 на пневмоходу с длиной стрелы 15 м, перемещающимся по бровке выемки.

Бетонная смесь подается по бетоноспуску с передвижной платформы. Подача бетонной смеси в загрузочную воронку осуществляется бетононасосом С-296 производительностью 10 м3/ ч или автобетономешалками.

Стены тоннелей можно сооружать также из сборных железобетонных элементов — блоков П-образной формы, устанавливаемых ребрами наружу. Проектное положение этих блоков фиксируют при помощи подвесок. Пространство между блоками и грунтом в траншеях заполняют песком.

Возведение перекрытия и лотка и удаление породы ядра выполняют так же, как и в изложенном выше способе.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены