§ 147. ЩИТОВОЙ СПОСОБ

Щитовой способ имеет преимущество перед котлованным и траншейным способами, так как не требует специального крепления стен и в большей степени механизирует все производственные процессы. Щит представляет собой металлическую крепь, защищающую призабойную зону от обрушения грунта (рис. 531).

Конструкция щита прямоугольного сечения
Рис. 531. Конструкция щита прямоугольного сечения

Конструкция щита имеет прямоугольное поперечное сечение. Нижняя и боковые части щита, образующие корпус 1, представляют жесткие сварные элементы, соединяемые на болтах. Впереди предусмотрена ножевая часть 2, назначение которой — частично подрезать и перемещать грунт к оси щита.

В щите имеются вертикальные и горизонтальные перегородки 3 и поперечная стена-диафрагма с люками 4, отделяющая зоны разработки породы и монтажа конструкции.

Листы оболочки щита выступают за пределы основной его конструкции. В дополнение к ним для ограждения зоны монтажа и гидроизоляции конструкции тоннеля предусмотрены боковые металлические листы 5, скрепленные с конструкцией щита.

Щит передвигают при помощи 30 гидравлических домкратов общей силой до 900 тс (при давлении рабочей жидкости до 75 кгс/см2). Питание домкратов жидкостью осуществляется от двух гидронасосов, расположенных в нижней ячейке щита.

Производство работ щитом (рис. 532) складывается из следующих процессов.

Сооружение тоннелей с цельносекционной обделкой щитовым способом
Рис. 532. Сооружение тоннелей с цельносекционной обделкой щитовым способом

Покрытие проезжей части «улицы на ширину выемки и на длину 25—30 м снимают бульдозером 1. Грунт в забое перед щитом разрабатывают при помощи ковшовых стругов или экскаватора-драглайна 2, расположенного на платформе 4 (см. рис. 532).

В первом случае грунт выдают на поверхность при помощи ковшей. Сначала грузят на пластинчатый транспортер, далее на подвижной транспортер-перегружатель. С последнего грунт может быть направлен самосвалами в отвал и частично на засыпку готовой конструкции. Во втором случае экскаватор-драглайн (ковш емкостью 1—1,5 м3) обеспечивает разработку грунта перед щитом 3 на глубину до 8 м и выдачу его на поверхность с погрузкой в самосвалы.

При ширине выработки до 9 м, что соответствует двухпутному тоннелю, техническая производительность экскаватора с ковшом емкостью 1 м3 достигает 72 м3/ч, а скорость продвижения забоя до 1 м/ч.

Монтаж основной конструкции тоннеля, состоящей из отдельных секций длиной от 1 до 3 м, производится при помощи башенного или козлового крана 6. Поперечное перемещение элементов конструкции при монтаже достигает 10 м (до оси тоннеля).

Строительный зазор, равный 70 мм, между стенами выработки и конструкцией тоннеля 5 заполняют сухим просеянным песком, который в последующем смачивают. Необходимое количество сухого песка помещают в специальных бункерах, прикрепленных к оболочке щита. Песок, непрерывно выпускаемый из выходного отверстия бункера через прорези в боковых листах, автоматически заполняет строительный зазор.

Гидроизоляцию выполняют только в верхней части конструкции наклеиванием рулонных материалов. На боковые стены конструкции гидроизоляцию наносят в заводских условиях.

Засыпку конструкции тоннеля ведут вслед за гидроизоляцией при помощи самосвалов или транспортеров с последующим разравниванием грунта бульдозерами.

Применение на опытном участке щитового способа сооружения двухпутного перегонного тоннеля с цельносекционной обделкой выявило значительные его преимущества по сравнению с котлованным способом, заключающиеся в увеличении скорости сооружения тоннеля, уменьшении числа трудоемких процессов и повышении уровня индустриализации работ. Выявились также некоторые конструктивные недостатки щита, устранение которых в последующем обеспечит широкое применение щитового способа сооружения тоннелей прямоугольного сечения. Однако густая сеть подземных коммуникаций ограничивает применение этого способа в городских условиях.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены