Глава 37

СООРУЖЕНИЕ ТОННЕЛЕЙ И СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

§ 144. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Открытый способ работ, при котором вскрывают поверхность земли, применяют при мелком заложении линий метрополитенов. Открытым способом на линиях мелкого заложения сооружают перегонные тоннели (однопутные или двухпутные), станции, раструбы, камеры съездов, тупики и все притоннельные и пристанционные сооружения (вентиляционные камеры и каналы, перекачки, совмещенные тягово-понизительные подстанции и др.).

При сооружении тоннелей открытым способом, могут быть применены три способа работ — котлованный, траншейный и щитовой.

Котлованным принято называть такой способ работ, при котором возводимое сооружение опирается на дно предварительно разработанного котлована, после чего котлован засыпают.

Стены котлована могут быть с откосами или вертикальные, поддерживаемые временной крепью. Котлован с откосами может быть применен только на незастроенном или малозастроенном участке города или на очень широких улицах при наличии плотных грунтов. Широкий котлован выгодно отрывать с откосами, чтобы избежать большого расхода материалов на крепление стен при большой глубине котлованов иногда верхнюю часть их отрывают с откосами, а нижнюю — с вертикальными стенами. Угол откоса котлованов зависит от характеристики грунта, и его принимают не более угла естественной откоса.

Крепление котлованов с вертикальными стенами выполняют одним из следующих способов: металлическими сваями со сплошной дощатой затяжкою, шпунтовым ограждением, замораживанием грунтов, анкерами.

Траншейный способ применяют в тех случаях, когда линия мелкого заложения проходит под сравнительно узкой улицей или вблизи от зданий и когда время перерыва движения городского транспорта должно быть максимально сокращено. Этот способ заключается в том, что в первую очередь сооружают стены тоннеля в узких траншеях, а затем вскрывают поверхность на всю ширину и на небольшую глубину и быстро сооружают перекрытие, опирающееся на готовые стены. Оставленное ядро выбирают позже под защитой перекрытия.

Щитовой способ предназначается для сооружения перегонных тоннелей мелко заложенных линий с цельносекционной обделкой при помощи комплекса оборудования, состоящего из проходческого щита прямоугольного сечения, технологической платформы, механизмов для выемки грунта и козлового крана.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены