§ 143. НАДЗЕМНЫЕ УЧАСТКИ

Как уже указывалось выше, надземные участки линий метрополитенов устраивают на ограниченном протяжении — при пересечениях рек, автодорожных и железнодорожных магистралей при сложном рельефе местности. Пути метрополитена в этих случаях прокладывают на мостах или эстакадах. Мосты, как правило, проектируют для комбинированного движения по ним транспорта нескольких видов, но они могут быть предназначены только для путей метрополитена. Их конструкции ничем не отличаются от обычных железнодорожных или автодорожных мостов.

Эстакады, как правило, служат только для путей метрополитена; их конструкции состоят из металлических или железобетонных опор, располагаемых с шагом от 10 до 25 м. Пролеты между опорами перекрывают железобетонными или металлическими балками или фермами, низ которых располагают на высоте не менее 4 м от поверхности. Конструкция эстакады Московского метрополитена, состоящая из стоек, ригелей и балок, приведена на рис. 522.

Конструкция эстакады Московского метрополитена
Рис. 522. Конструкция эстакады Московского метрополитена

В редких случаях оказывается необходимым расположить станцию в пределах надземных участков линии метрополитена. На метрополитенах Советского Союза имеются два таких случая: в нижнем ярусе моста, показанном на рис. 523 в полусечениях, и на эстакаде. В обоих случаях в торцах станций располагают наземные вестибюли, связанные с платформами станций: в первом случае — эскалаторами, а во втором — лестницами.

Станция метрополитена на нижнем ярусе моста
Рис. 523. Станция метрополитена на нижнем ярусе моста

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены