§ 45. ПРОХОДКА И КРЕПЛЕНИЕ ШТОЛЕН (ч. 3)

Особые трудности представляет проходка штолен в слабых водоносных и плывунных породах, прорыв которых через неплотности крепи связан с опасностью затопления выработки и значительных осадок. Для предотвращения выноса пылеватых частиц грунта вместе с водой, поступающей в выработку, применяют шпунтованные забивные доски, швы между которыми конопатят. Прорыв в углах выработки, где забивные доски расходятся веером, предотвращают применением специальных угловых досок переменной ширины. С целью усиления штольневой крепи, подвергающейся у забоя дополнительному давлению при забивке досок, под штольневые рамы устанавливают подхваты (унтерцуги). Для этого в углы рам заводят продольные прогоны: верхние (лонгарины) и нижние (бантины). Прогоны распирают в поперечном направлении стойками (штендерами) и горизонтальными распорками (рошпанами). Установка подхватов уменьшает расчетные пролеты верхняков и стоек и способствует увеличению общей устойчивости крепи.

Иногда для предотвращения выноса из-за крепи пылеватых частиц грунта по наружной поверхности элементов подхватов нашивают доски, пространство за которыми забивают любым фильтрующим материалом.

В слабых водоносных породах наиболее надежна проходка под сжатым воздухом (см. § 99), отжимающим воду и повышающим устойчивость водоносных пород.

Деревянная крепь громоздка, требует бесполезного увеличения объема выработки, обладает большой деформативностью, ведущей к осадкам и развитию движений в окружающих породах, и, как правило, не допускает повторного использования. В то же время способность подвергаться значительным деформациям без обрушения является ее достоинством, так как создается возможность своевременно принять меры к усилению крепи, подвергшейся горному давлению, превышающему расчетное.

Современным установкам в области индустриализации строительства в большей степени отвечает инвентарная крепь.

Для штолен, находящихся на временной крепи длительное время, целесообразно применять сборную крепь из железобетонных элементов, преимуществами которых являются удобство сборки, стойкость против коррозии и экономичность. В горной промышленности для увеличения податливости крепи, позволяющей контролировать нарастание горного давления, между железобетонными элементами вводят деревянные прокладки (рис. 113).

Железобетонная рама штольни
Рис. 113. Железобетонная рама штольни

На строительстве Ленинградского метрополитена успешно применена крепь (рис. 114), состоящая из трех железобетонных блоков.

Железобетонная штольневая крепь треугольной формы
Рис. 114. Железобетонная штольневая крепь треугольной формы

В горном деле для крепления штольневых выработок широко применяют стальную и анкерную крепи (см. § 57).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены