§ 43. ОПЕРЕЖАЮЩИЕ ВЫРАБОТКИ (ч. 3)

В скальных породах, не оказывающих бокового горного давления сечение штольни может быть принято прямоугольным. В породах, где возможно несимметричное боковое давление, крепежная рама прямоугольного сечения составленная из элементов, соединенных в узлах простым опиранием, легко теряет устойчивость. Более надежной формой крепи является трапециевидная форма. При горизонтальном смещении верхняк такой рамы поворачивается, прижимаясь к потолку выработки. Возникающий при этом отпор породы препятствует изменению формы рамы под действием одностороннего бокового давления.

Трапециевидная форма с уклоном (раскоской) стоек рамы, равным примерно 1:10, удобна и по другим соображениям: нижняя уширенная часть сечения штольни может быть использована для размещения различных вспомогательных устройств, а уменьшение пролета верхняка позволяет уменьшить его сечение.

Стоимость выемки породы из штолен превышает стоимость выемки породы из других частей выработки. Поэтому сечение штолен необходимо назначать минимальным с учетом размещения путей и всех вспомогательных устройств (например, вентиляционных труб).

Ширину двухпутной штольни принимают такой, чтобы между единицами подвижного состава оставался зазор не менее 20 см, а между стойками крепежной рамы и подвижным составом на уровне его верха — зазор не менее 25 см. Во всех транспортных выработках с одной стороны должен быть предусмотрен проход для людей шириной не менее 70 см.

Высоту транспортной штольни в свету назначают в зависимости от применяемого вида транспорта. При откатке контактными электровозами она примерно равна 2,5 м, так как контактный провод подвешивают на высоте не менее 2,2 м от уровня головок рельсов откаточных путей. При других видах откатки высоту штольни в свету принимают равной 2 м.

Высоту верхней штольни назначают возможно большей (до 3,5 м, чтобы облегчить при раскрытии выработки переход от штольни к калотте. Если уровень пола штольни сохраняется во время бетонирования свода, высоту штольни назначают так, чтобы под установленными кружалами свода имелся проход высотой не менее 1,8 м.

§ 44. КРЕПЛЕНИЕ ВРЕЗКИ

Проходку обычно начинают из предпортальной выемки, лобовой откос которой предварительно должен быть закреплен от возможного обрушения. Закрепление лобового откоса — крепление врезки (рис. 108) — обеспечивается укладкой вдоль откоса горизонтальных бревен 6, связанных в рамы наклонными балками 4 и в местах расположения горизонтальных прогонов 3, подпертых подкосами 2. Опорами для подкосов служат параллельные откосу лежни 7, обеспеченные от сдвига короткими сваями 1. В случае необходимости за горизонтальные бревна 6 закладывают доски.

Над крепью врезки устраивают козырек 5, предназначенный для задержания случайных камней, которые могут скатиться с лобового откоса.

Крепление врезки Крепление врезки, разрез
Рис. 108. Крепление врезки

В скальных породах при крутых лобовых откосах необходимость в креплении врезки отпадает. Однако должны быть приняты меры против возможных осыпей, которые могут привести к завалу входа или обрушению крепи входного участка. В этом случае у входа в выработку устанавливают деревянные рамы, по которым устраивают перекрытие из бревен с каменной отсыпкой, достаточной для погашения энергии возможного удара.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены