Глава34

САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

§ 137. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 1)

Общие сведения. Вентиляция линий метрополитенов необходима для поддержания предельно допустимых концентраций различных вредностей (пыли, углекислого и других газов), а также необходимой температуры и влажности воздуха.

Как правило, на линиях метрополитенов применяют вентиляцию с искусственным побуждением и только в некоторых случаях — с естественным.

Вентиляция тоннелей с естественным побуждением происходит за счет поршневого действия поездов, а также за счет гравитационного напора, создаваемого разницей в температурах наружного и тоннельного воздуха.

Применение такой вентиляции допускается только для линий метрополитенов мелкого заложения в тех случаях, когда:

  • 1) средняя температура самого холодного месяца t > 0° С;
  • 2) максимальная расчетная температура наружного воздуха не более +24° С;
  • 3) максимальная частота движения поездов не превосходит 24 пары в час;
  • 4) имеется возможность (по условиям городской застройки) свободного расположения вентиляционных сооружений для забора и выпуска воздуха.

При вентиляции с искусственным побуждением вентиляционные установки располагают по одной на каждой станции и на каждом перегоне, как правило, в его середине, в отдельных -случаях на расстоянии не менее 1/3 длины перегона от торца станции.

При небольшом расстоянии между станциями (не более 700 м) и в умеренном климате можно отказаться от вентиляционной установки на перегоне. В этом случае станционные вентиляционные установки работают одна на приток, другая — на вытяжку.

Для метрополитенов тех городов, где средняя температура самого холодного месяца ниже 0° С, существуют два режима вентиляции с искусственным побуждением — зимний и летний.

В зимний период вентиляционные установки, расположенные на перегонах, работают на приток, а вентиляционные установки на станциях — на вытяжку (рис. 506, а). Таким образом, зимой на станции подается более теплый воздух (согревшийся тепловыделениями от оборудования) по сравнению с наружным. Летом вентиляционные установки на перегонах работают на вытяжку, а станционные — на приток (рис. 506, б), т.е. в летний период на станциях, где имеется наибольшее число обслуживающего персонала, поступает свежий воздух.

Для метрополитенов городов со средней температурой самого холодного месяца выше 0° С воздух и зимой, и летом подается на станцию и вытягивается на перегоне или подается на одну станцию и вытягивается на другой.

Для вентиляции тоннелей метрополитенов используется обычный наружный городской воздух без какой-либо его очистки. Воздух следует забирать по возможности из зеленых массивов города, парков, скверов, и только в крайних случаях воздухозаборные сооружения можно располагать на проезжих магистралях.

Рис. 506. Схемы вентиляции линий метрополитена:
а — зимний режим; б — летний режим

Для вентиляции производственных и служебных помещений на станциях и перегонах служат местные вентиляционные системы, оборудованные вентиляторами, работающими на приток и вытяжку. Воздух для этой цели забирается со станций или из перегонных тоннелей и предварительно очищается в противопыльных фильтрах. Выбрасывается воздух в перегонные тоннели (за станцией) по ходу движения поездов (воздух из аккумуляторных, душевых и санитарных узлов удаляется на поверхность).

Количество воздуха, которое требуется для вентиляции линии метрополитена, определяют расчетом, учитывая следующие вредности, поступающие в тоннели: тепловыделения, влаговыделения и выделения вредных газов. Как правило, при частоте движения поездов, превышающей 20 пар в час, лимитирующей вредностью являются тепловыделения. Обычно объем воздуха, полученный из расчета по тепловыделениям, достаточен для поглощения влаговыделений и разбавления вредных газов до допустимой концентрации.

Исключение могут составить лишь метрополитены тех городов, воздух которых имеет высокую относительную влажность (например, приморские города) и где частота движения поездов менее 20 пар в час. В этих редких случаях расчет должен удовлетворять условиям, при которых отсутствует конденсат на поверхности обделки.

Расчетную величину воздухообмена определяют для отдельных участков линии метрополитена длиной, соответствующей расстоянию между осями соседних станций, и для конечных тупиковых участков линии.

Приведенный ниже метод определения объема воздуха для метрополитенов разработан в отделе теплосантехники Метрогипротранса (В. Я. Цодиков).

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены