Глава34
САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА
§ 137. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 1)
Общие сведения. Вентиляция линий метрополитенов необходима для поддержания предельно допустимых концентраций различных вредностей (пыли, углекислого и других газов), а также необходимой температуры и влажности воздуха.
Как правило, на линиях метрополитенов применяют вентиляцию с искусственным побуждением и только в некоторых случаях — с естественным.
Вентиляция тоннелей с естественным побуждением происходит за счет поршневого действия поездов, а также за счет гравитационного напора, создаваемого разницей в температурах наружного и тоннельного воздуха.
Применение такой вентиляции допускается только для линий метрополитенов мелкого заложения в тех случаях, когда:
- 1) средняя температура самого холодного месяца t > 0° С;
- 2) максимальная расчетная температура наружного воздуха не более +24° С;
- 3) максимальная частота движения поездов не превосходит 24 пары в час;
- 4) имеется возможность (по условиям городской застройки) свободного расположения вентиляционных сооружений для забора и выпуска воздуха.
При вентиляции с искусственным побуждением вентиляционные установки располагают по одной на каждой станции и на каждом перегоне, как правило, в его середине, в отдельных -случаях на расстоянии не менее 1/3 длины перегона от торца станции.
При небольшом расстоянии между станциями (не более 700 м) и в умеренном климате можно отказаться от вентиляционной установки на перегоне. В этом случае станционные вентиляционные установки работают одна на приток, другая — на вытяжку.
Для метрополитенов тех городов, где средняя температура самого холодного месяца ниже 0° С, существуют два режима вентиляции с искусственным побуждением — зимний и летний.
В зимний период вентиляционные установки, расположенные на перегонах, работают на приток, а вентиляционные установки на станциях — на вытяжку (рис. 506, а). Таким образом, зимой на станции подается более теплый воздух (согревшийся тепловыделениями от оборудования) по сравнению с наружным. Летом вентиляционные установки на перегонах работают на вытяжку, а станционные — на приток (рис. 506, б), т.е. в летний период на станциях, где имеется наибольшее число обслуживающего персонала, поступает свежий воздух.
Для метрополитенов городов со средней температурой самого холодного месяца выше 0° С воздух и зимой, и летом подается на станцию и вытягивается на перегоне или подается на одну станцию и вытягивается на другой.
Для вентиляции тоннелей метрополитенов используется обычный наружный городской воздух без какой-либо его очистки. Воздух следует забирать по возможности из зеленых массивов города, парков, скверов, и только в крайних случаях воздухозаборные сооружения можно располагать на проезжих магистралях.
Для вентиляции производственных и служебных помещений на станциях и перегонах служат местные вентиляционные системы, оборудованные вентиляторами, работающими на приток и вытяжку. Воздух для этой цели забирается со станций или из перегонных тоннелей и предварительно очищается в противопыльных фильтрах. Выбрасывается воздух в перегонные тоннели (за станцией) по ходу движения поездов (воздух из аккумуляторных, душевых и санитарных узлов удаляется на поверхность).
Количество воздуха, которое требуется для вентиляции линии метрополитена, определяют расчетом, учитывая следующие вредности, поступающие в тоннели: тепловыделения, влаговыделения и выделения вредных газов. Как правило, при частоте движения поездов, превышающей 20 пар в час, лимитирующей вредностью являются тепловыделения. Обычно объем воздуха, полученный из расчета по тепловыделениям, достаточен для поглощения влаговыделений и разбавления вредных газов до допустимой концентрации.
Исключение могут составить лишь метрополитены тех городов, воздух которых имеет высокую относительную влажность (например, приморские города) и где частота движения поездов менее 20 пар в час. В этих редких случаях расчет должен удовлетворять условиям, при которых отсутствует конденсат на поверхности обделки.
Расчетную величину воздухообмена определяют для отдельных участков линии метрополитена длиной, соответствующей расстоянию между осями соседних станций, и для конечных тупиковых участков линии.
Приведенный ниже метод определения объема воздуха для метрополитенов разработан в отделе теплосантехники Метрогипротранса (В. Я. Цодиков).