§ 137. ВЕНТИЛЯЦИЯ ЛИНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч. 4)

Вентиляционные установки на станциях метрополитенов могут иметь различные конструктивные решения в зависимости от глубины заложения станций и от того, используют ли в качестве вентиляционного канала ствол шахты или нижнюю часть наклонного эскалаторного тоннеля.

Для станций мелкого заложения вентиляционная установка состоит из киоска для забора воздуха, канала, соединяющего киоск в вентиляционной камерой, и вентиляционной камеры. Последнюю располагают в торце станции между параллельными перегонными тоннелями или в средней части раструба. В первом случае вентиляционная камера имеет ширину 8,2 м с одним рядом колонн посередине и параллельном расположении вентиляторов (рис. 512). Во втором случае ширина ее меняется приблизительно от 5,3 до 6,8 м и вентиляторы располагают последовательно.

Вентиляционная установка на мелко заложенных станциях
Рис. 512. Вентиляционная установка на мелко заложенных станциях:
1 — торец станции; 2 — шумоглушительные перегородки; 3 — монтажные балки; 4 — вентиляторы; 5 — вентиляционный канал, ведущий к киоску

Для станций, расположенных на глубоко заложенной линии, возможны два конструктивных решения вентиляционной установки. Первое, аналогичное вентиляционному узлу на перегоне, заключается в использовании для вентиляции ствола шахты. При помощи вентиляционного тоннеля ствол шахты соединяют сначала с вентиляционной камерой, а затем с подплатформенными каналами станции. Пересечение вентиляционного канала с перегонным тоннелем осуществляют сверху или снизу.

Второе решение предусматривает использование нижней части наклонного эскалаторного тоннеля в качестве вентиляционного канала. Забор воздуха при этом решении осуществляют двумя способами: через вентиляционный киоск или через жалюзи окон в стенах наземного вестибюля. Таким образом, сооружение отдельно стоящего вентиляционного киоска отпадает, а в объеме вестибюля предусматривают устройство специальных отсеков для забора воздуха. Эти отсеки соединяют с нижней частью эскалаторного тоннеля, выполняющей роль вентиляционного канала. Необходимую площадь поперечного сечения канала получают за счет вертикальной вставки в обделку эскалаторного тоннеля Dн = 7,50 м (рис. 513). Скорость воздуха в таком канале увеличивается до 11 м/с.

Вентиляционная установка на глубоко заложенных станциях
Рис. 513. Вентиляционная установка на глубоко заложенных станциях:
1 — эскалаторный тоннель; 2 — вентиляционный канал; 3 — вентиляторы

Вентиляционную камеру располагают под наклонным эскалаторным тоннелем на уровне подплатформенных каналов станции, с которыми она соединяется. Основное преимущество такого вентиляционного узла заключается в том, что он может быть сдан в эксплуатацию одновременно со станцией. При использовании же ствола шахты сдача вентиляционного узла в эксплуатацию обычно задерживается из-за работ, связанных с окончанием строительства отдельных сооружений после сдачи линии в эксплуатацию.

Расположение вентиляторов в непосредственной близости от станции (при втором решении вентиляционного узла) заставляет принимать меры против шума. Несмотря на то что шум от новых вентиляторов значительно снижен, для его уменьшения в камере и ходках устанавливают шумоглушительные перегородки.

Вентиляция станций осуществляется через каналы, отверстия и решетки, расположение и форма которых зависят от конструктивного решения и архитектурного оформления станций. Так, например, на двух-, и трехпролетных станциях мелко заложенных линий метрополитенов воздух подводят к торцам станции и выпускают через отверстия в торцовых стенах над путями таким образом, чтобы он мог проталкиваться на станцию поршневым действием поездов. При этом подведенный к станции воздух должен быть разделен на два потока, направляемых к двум торцам станции, для чего может быть использовано пространство под платформой станции.

Вентиляция станций, расположенных на глубоко заложенных линиях, осуществляется в соответствии с их конструктивной формой. Односводчатые станции можно вентилировать либо через большие отверстия с решетками в торцах станции, где выпускается по половине всего объема воздуха, либо через отверстия в платформе, соединенные со специальными вентиляционными киосками. Такие киоски на платформе станции могут быть приспособлены для рекламных или торговых целей. Воздух на станцию всегда выпускают на высоте не менее 2 м от пола платформы.

Трехсводчатые станции пилонного типа имеют вентиляционные каналы под боковыми пассажирскими платформами. Из этих каналов воздух может поступать на станцию через отверстия в пилонах в пределах проемной части станции и в стенах в пределах ее глухих участков. В зависимости от архитектурного оформления воздух выходит на станцию либо за карнизами пилонов и стен, либо через отверстия, закрытые архитектурно оформленными решетками.

Вентиляция трехсводчатых станций колонного типа может осуществляться двумя способами. При первом способе используют каналы под платформой станции и воздух выпускают в закрытых для этого пролетах между колоннами. При втором способе воздух разделяют на два потока и так же, как и для односводчатых станций, выпускают в отверстия в торцовых стенах станции.

Скорость движения воздуха по каналам в пределах станции принимают равной 7—8 м/с, а при выпуске воздуха на станцию — не превышающей 5 м/с.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены