§ 138. ОТОПЛЕНИЕ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ВОДООТЛИВ И КАНАЛИЗАЦИЯ ЛИНИЙ МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Отопление. На линиях метрополитенов в городах со средней температурой самого холодного месяца ниже 0° С применяют центральное водяное отопление, как правило, от городской теплофикационной сети и, как исключение, от специальной котельной. Водяное отопление используют только для наземных вестибюлей подземных станций. Входы и выходы этих вестибюлей оборудуют тепловыми воздушными завесами.

Служебные и производственные помещения станций, кассовые залы и служебные помещения вестибюлей наземных линий оборудуют электрическим отоплением.

Во время снегопадов производится подогрев лестничных маршей электрическими нагревателями ТЭН, расположенными под ступенями.

Водоснабжение линий метрополитенов осуществляется от городской водопроводной сети. В тоннелях перегонов и станций прокладывают тоннельный водопровод из стальных цельнотянутых труб Ø 80 мм на стороне, противоположной контактному рельсу.

На каждой станции метрополитена имеется водопроводный ввод, отделенный от сети разделительными задвижками. Воду на линиях метрополитена используют для водоснабжения служебных помещений, мытья путевых тоннелей, платформ и полов, для противопожарных целей, для охлаждения воздуха машинных помещений, эскалаторов и т.п.

Станции, вестибюли, переходы имеют пожарные краны диаметром 50 мм при длине рукавов 20 м. Поливочные краны располагают в перегонных тоннелях (через 30 м), эскалаторных тоннелях и переходах (через 20 м) и в торцах станции

Специальные краны для мытья путей и платформ устанавливают через каждые 500 м в перегонных тоннелях и в конце каждой платформы на станциях

Водоотлив. В тоннели может поступать грунтовая вода, просачивающаяся через обделку (отдельные течи), вода из служебных и производственных помещений и от мытья станций и перегонных тоннелей. Для удаления воды самотеком предусматривают поперечные и продольные уклоны станционных платформ, полов вестибюлей и служебных помещений, коридоров и переходов и верхнего строения пути.

На всем протяжении перегонных тоннелей с бетонным основанием путей по оси пути устраивают открытую водоотводную канаву шириной 0,9 м и глубиной ~ 0,5 м; поверхности бетона придают поперечный уклон не менее 0,020 или 0,025 и продольный — не менее 0,003.

Путь на балластном основании дренируют при помощи трех труб Ø 200 мм или двух труб Ø 300 мм, соединяющих колодцы в бетонном основании под балластом. Бетонный слой, подстилающий балластное основание, имеет поперечный уклон 0,03 к оси пути.

На станциях водоотводные лотки располагают под платформой и в путевом бетоне. Лотки имеют различное назначение (см. рис. 459). Так, открытый лото в путевом бетоне сечением 5×10 см, расположенный у наружных стен станции, предназначен для сбора воды, поступающей из-за путевых стен станций. Водоотводный лоток под боковыми пассажирскими платформами служит для сбора воды, поступающей по чугунным трубам Ø 100 мм от приемных трапов расположенных через 15—20 м на платформе станции и собирающих воду стекающую с пассажирских платформ при их мытье.

Основная водоотливная установка па линиях метрополитена
Рис. 514. Основная водоотливная установка па линиях метрополитена:
1 — железобетонная рама; — гидроизоляция (стальной лист толщиной 8 мм); 3 — монтажная балка; 4 — решетчатая дверь; 5 — люки; 6 — ходок к буровой скважине; 7 — отверстия Ø 40 мм

Для стока воды от мытья служебных помещений, расположенных под платформой станции, служат водоотводные лотки под полом или в полу служебных помещений и коридоров. Такие же лотки предусматривают и в каналах различного рода. Водоотводные лотки, расположенные вдоль подплатформенных стенок в боковых тоннелях, предназначены для пропуска дренажной воды, поступающей с перегона в тех случаях, когда станция расположена «в яме» или на одностороннем едином уклоне с примыкающим к ней перегонным тоннелем.

Вестибюли, эскалаторные тоннели, переходы, пристанционные и притоннельные сооружения также имеют водоотводные лотки или трубы. Собираемая всеми лотками и трубами вода поступает в водоприемники водоотливных установок (перекачек), имеющихся на линиях метрополитенов. Эти установки бывают трех типов: основные, транзитные и местные.

Основные водоотливные установки располагаются в пониженных местах перегонных тоннелей; они собирают воду с участка линий метрополитена длиной не более 3 км и откачивают ее в систему городских водостоков. Транзитные (перехватывающие воду) водоотливные установки предусматривают в местах, где расстояние между основными водоотливными установками превышает установленную норму; эти установки перекачивают воду также в городскую сеть. Местные водоотливные установки, имеющиеся во всех пониженных точках трассы, перекачивают воду в лотки перегонных тоннелей (за исключением установок, расположенных на линиях мелкого заложения, которые перекачивают воду в городской водосток). Местные установки, как правило, имеются на станциях и в конце тупиковых тоннелей со смотровыми канавами.

Основные и транзитные водоотливные установки на глубоко заложенных линиях размещают в самостоятельных сооружениях, представляющих собой тоннели овальной формы (рис. 514), располагаемые между двумя однопутными тоннелями или сбоку. Помещения этих установок располагают в два этажа: на верхнем размещают насосы, на нижнем — две камеры водосборников, рабочей емкостью для основных перекачек от 15 до 30 м3, для транзитных — 15 м3. Аварийная емкость перекачек должна быть соответственно 70 и 40 м3. При наличии двух камер водосборника очистка одной из них может выполняться без перерыва работы установки.

Местные перекачки на станции располагают под платформой среднего зала, вблизи натяжных камер эскалаторов или в отдельных выработках, связанных с вентиляционной камерой; такие перекачки имеют водосборники емкостью не менее 4 м3.

Основные перекачки оборудуют тремя насосами — рабочим, резервным и находящимся в ремонте; каждый из них предусматривают на полный расчетный расход воды. Производительность вертикального насоса 100 м3/ч, горизонтального — до 150 м3/ч.

Насосы включаются и выключаются автоматически: первым при определенном уровне воды включается рабочий насос, потом, если уровень воды; повышается до предела, поплавковое реле включает в работу резервный насос. Вода из водосборника по напорному трубопроводу подается в специальный контрольный колодец, расположенный под поверхностью земли, а из него самотеком поступает в городской водосток.

Канализация. На станциях и в вестибюлях подземных и наземных линий метрополитенов, а также в тупиках, депо и мастерских оборудуют санузлы для обслуживающего персонала.

Канализационная жидкость от санузлов, расположенных в тоннелях, откачивается в городскую канализацию автоматически действующим насосом из фекальных камер, расположенных под санузлом.

При глубоком заложении тоннелей напорные трубопроводы Ø100 мм располагают внутри обсадных труб Ø300 мм, являющихся стенками скважин. Пространство между обсадной и канализационной трубами используют для вентиляции санузлов. При мелком заложении тоннелей напорные трубопроводы от фекальных насосных установок прокладывают без скважины.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены