§ 136. СТАНЦИИ НА ГЛУБОКО ЗАЛОЖЕННЫХ ЛИНИЯХ

В отличие от станций на мелко заложенных линиях, для которых рекомендуется расположение всех четырех путей в одном уровне или промежуточное, для станций на глубоко заложенных линиях целесообразнее принимать либо двухэтажное, либо промежуточное расположение путей.

Расположение четырех путей в одном уровне в объеме одной станции при глубоком ее заложении и необходимости сооружения закрытым способом может привести к очень сложному конструктивному решению такой объединенной станции, трудно выполнимому закрытым способом и по существу мало чем отличающемуся от двух параллельно расположенных нормальных станций.

При двухэтажном расположении путей может быть выбрана односводчатая конструктивная форма (см. рис. 413, б), а при промежуточном — трехсводчатая (см. рис. 414, б). В обоих случаях своды станций могут быть выполнены либо из сборных элементов (рис. 505), либо из монолитного бетона.

Поперечное сечение объединенной пересадочной станции глубокого заложения при промежуточном расположении путей
Рис. 505. Поперечное сечение объединенной пересадочной станции глубокого заложения при промежуточном расположении путей

Опирание сводов может осуществляться (аналогично рекомендуемому для односводчатых станций) на бетонные опоры, сооружаемые в предварительно пройденных штольнях, или непосредственно на породу через опорные элементы. Для сообщения между верхней и нижней платформами двухэтажной станции могут служить лестничные марши или эскалаторы облегченной конструкции (ЛП-6И).

При промежуточном расположении четырех путей схема их взаимного размещения должна быть аналогична рекомендуемой для двухэтажных станций, т. е. в одном уровне следует располагать пути разных направлений, а общая платформа должна связывать направления, имеющие наибольшие потоки пересаживающихся пассажиров.

Внутренние несущие конструкции трехсводчатых станций могут быть выполнены из металла или железобетона в зависимости от действующей на них нагрузки.

Лоток станции в сухих и прочных породах представляет собой плиту, которую целесообразнее выполнять из монолитного бетона так же, как и вертикальные стены нижней части станции (см. рис. 505).

Для удобства пересадки пассажиров две верхние платформы должны быть связаны мостиками в третях длины станции. Лестницы, соединяющие верхние и нижнюю платформы, могут служить для пересадок по другим менее интенсивным направлениям.

Сообщение платформ объединенных пересадочных станции с поверхностью может осуществляться путем примыкания эскалаторов на один из трех различных уровней: на уровень верхней, нижней или промежуточной платформ» (последняя делит высоту между верхней и нижней платформами пополам).

Применение объединенных пересадочных станций на глубоко заложенных линиях зависит от геологических и гидрогеологических условий и может быть рекомендовано только для благоприятных условий, при которых станция или хотя бы ее основание заложены в прочных породах.

В слабых породах и при значительном гидростатическом давлении конструктивное решение объединенной станции и способ ее сооружения могут быть настолько сложными, что окажется экономичнее и проще сооружать две обычные станции с пересадкой между ними.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены