§ 114 ПЕРЕГОННЫЕ ТОННЕЛИ МЕТРОПОЛИТЕНОВ (ч.2)

Конструкции сводчатых обделок. К сводчатым обделкам перегонных тоннелей прежде всего относятся обделки двухпутных тоннелей из монолитного железобетона в виде однопролетной рамы с криволинейным верхним ригелем и все обделки кругового очертания для однопутных перегонных тоннелей, сооружаемых при помощи щитов или эректоров.

Обделки первого вида применяют для тоннелей, сооружаемых в открытых котлованах при глубине заложения линии метрополитена более 10 м, когда плоское железобетонное перекрытие получается слишком тяжелым и поэтому неэкономичным.

Основную группу обделок сводчатого типа составляют обделки кругового очертания для однопутных перегонных тоннелей глубокого заложения. Внутренний диаметр этих тоннелей зависит от размеров вагонов, обращающихся на данной линии метрополитена.

Так, например, внутренний диаметр перегонных тоннелей Лондонского метрополитена равен 3,56 и 3,84 м, Нью-Йоркского — приблизительно 4,50 м, а метрополитенов Советского Союза — 5,1 и 5,6 м.

Такие тоннели различаются главным образом применяемыми для сооружения обделки материалами. Обделку можно выполнять из чугунных тюбингов, железобетонных блоков сплошного или ребристого сечения или из прессованного монолитного бетона. Примеры конструктивного решения таких обделок, многие из которых нашли применение на метрополитенах Советского Союза, приведены в третьем разделе настоящего учебника.

Сводчатые обделки из монолитного бетона можно применять также для однопутных и двухпутных перегонных тоннелей, сооружаемых горным способом. Пример односводчатой обделки однопутного перегонного тоннеля, выполненной из монолитного бетона, показан на рис. 398. Для односводчатой обделки двухпутных тоннелей Парижского метрополитена применяли камень и монолитный бетон (рис. 399). Примером двухсводчатой обделки двухпутного перегонного тоннеля может служить бетонная обделка Чикагского метрополитена (рис. 400).

Односводчатая обделка однопутного перегонного тоннеля метрополитена
Рис. 398. Односводчатая обделка однопутного перегонного тоннеля метрополитена
Односводчатая обделка двухпутного перегонного тоннеля Парижского метрополитена
Рис. 399. Односводчатая обделка двухпутного перегонного тоннеля Парижского метрополитена
Двухсводчатая обделка двухпутного перегонного тоннеля Чикагского метрополитена
Рис. 400. Двухсводчатая обделка двухпутного перегонного тоннеля Чикагского метрополитена

При сооружении линий метрополитена в скальных породах можно применять обделки из набрызгбетона, наносимого на поверхность выработки. Толщину таких обделок принимают от 5 до 15 см.

При заложении линий метрополитена в очень крепких сухих и невыветривающихся породах выработки перегонных тоннелей можно оставлять без обделок (Стокгольм).

В породах крепких, но выветривающихся или трещиноватых поверхность выработок, оставленных без обделки, защищают слоем торкрета из цементно-песчаного раствора. В таких породах можно возводить также обделки в виде сводов, опертых на породу, оставляя стены обнаженными или облицовывая их слоем торкрета.

Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. Тоннели и метрополитены